Передача контрактной системы в ведение Минфина является вполне закономерным шагом, необходимость которого назрела достаточно давно. Минфин является органом, ответственным за контроль исполнения федерального бюджета как в части формирования доходов, так и в части осуществления расходов. Поскольку государственные закупки, финансируемые из федерального бюджета, формируют существенную часть его расходов, стремление Минфина получить контроль над контрактной системой оправдано, заявил корреспонденту ИА REGNUM к.э.н, доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В. Плеханова Владимир Колмаков.

Он пояснил, что «этому есть целый ряд причин:

— низкое качество финансового менеджмента распорядителей бюджетных средств, выражающееся, в неэффективном планировании расходов, недостаточно высокой дисциплине взаимодействия с контрагентами (поставщиками, подрядчиками), формированием избыточной дебиторской задолженности и т.д. Весь спектр проблем достаточно подробно описан в ежегодном отчете Счетной палаты Р;

— необходимость внедрения технологий, при которых средства из федерального бюджета перечисляются только при подтверждении потребности. На сегодняшний день применяемый программно-целевой подход к бюджетированию исходит из приоритета государственной программы над бюджетом, в связи с чем расходы, предусмотренные соответствующей государственной программой и планом ее реализации, подлежат финансированию вне зависимости от их ожидаемой эффективности. Решению этой задачи также будет способствовать и состоявшееся внедрение инструментов нормирования расходов бюджета, позволяющих исключить избыточные траты по целому ряду направлений».

«Каких изменений следует ожидать в результате передачи контрактной системы в ведение Министерства финансов?

Во-первых, должно состояться завершение работы над внедрением системы казначейского сопровождения государственных контрактов на всем протяжении их жизненного цикла, а не только на стадии размещения информации о планируемой закупке.

Во-вторых, можно ожидать снижения совокупного объема извещений в результате более адекватного обоснования стартовых цен, особенно в трудно стандартизируемых закупках.

В-третьих, можно рассчитывать на повышение эффективности бюджетных расходов. Разумеется, качество финансового менеджмента распорядителей бюджетных средств в одночасье не повысится, однако размеры предоставляемых государственными заказчиками авансов сократятся значительно, равно как и повысится уровень их «взыскательности» к поставщикам товаров и исполнителям работ и услуг.

Иными словами, выиграет бюджет. По крайней мере, план такой. В части выгод для участников рынка однозначных положительных изменений не просматривается», — считает Колмаков.

«Что касается критики и возможных возражений по поводу ожидаемой передачи полномочий, то можно отметить «традиционные» возражения, касающиеся неравномерного исполнения Минфином всех своих функций. Звучащие из некоторых источников доводы об отсутствии в Минфине квалифицированных кадров, способных курировать госзакупки, следует признать несостоятельными — это не та проблема, которая может стать препятствием для передачи полномочий», — высказал свое мнение эксперт.