Обязательный переход бизнеса к 1 июля 2017 года на онлайн-кассы, согласно 54-ФЗ, вызывает массу вопросов и проблем у предпринимателей, которых правительственный документ затронул непосредственно. Данным законом установлена обязанность бизнеса передавать сведения о расчетных операциях непосредственно в налоговый орган через интернет. Совместно со специалистами корреспондент ИА REGNUM пытается разобраться в болевых точках введения новой и с нынешнего лета обязательной финансовой отчетности.

«Налоговая и ФСРАР на вопросы отвечает формально. Нормальных разъяснений ни законодательной, ни технической части проекта по введению ЕГАИС и онлайн-касс в схемах и дорожных картах нет. Приходится не просто искать ответы на вопросы, но и объяснять все нововведения совершенно разному кругу людей — от владельца небольшой торговой сети до бабушки, торгующей в селе, или декретницы, помогающей мужу вести бухгалтерию магазинчика. Таков размах и разношёрстность аудитории, которой эта проблема коснулась», — говорит эксперт всероссийского центра поддержки малого предпринимательства «МЕРКАТА» Антон Еликов.

Онлайн — кассы: опасения и недоверие

«Данный закон возлагает обязанности на предпринимателей нести безвозмездные и ненужные им непредвиденные расходы, а также порождающие проблемы, связанные с отсутствием интернета в труднодоступных местностях. По всему видимо — очередной закон с выгодой только для государства. Защита интересов малого и среднего бизнеса вновь осталась позади», — сетует адвокат Андрей Кацайлиди.

Основная проблема всего российского бизнеса (не только ритейла) — это зарегулированность со стороны государства, считает эксперт Антон Еликов. «Проблемой малого бизнеса является недоверие к себе и государству, и страх перед любыми новшествами, — говорит эксперт. — Очередным таким новаторством и сильным внешним стимулом, вынуждающим бизнесменов к изменениям, стали законодательные нововведения по части онлайн-касс в рознице и ЕГАИС в сфере оборота алкоголя. Однако регулирование процесса внедрения онлайн-касс разными законами, вылилось в путаницу со сроками и субъектами. Если подвести итог на сегодня, то таймлайн внедрения онлайн-касс выглядит так. Все, у кого в ассортименте есть крепкий алкоголь и пиво, но нет фискальных касс предыдущего поколения (с ЭКЛЗ — электронной контрольной лентой защищенной) — должны поставить онлайн-кассы до 31 марта 2017 года. Те, у кого есть фискальные кассы с ЭКЛЗ со сроком действия до середины лета 2017 года — должны их либо доработать, либо заменить на новые не позднее 1 июля 2017 года. Все остальные (например, кто занимается оказанием услуг, торгует через интернет, находится на ЕНВД, патенте) — должны установить онлайн-кассы не позднее 1 июля 2018 года».

ККТ: на чем сэкономить?

«54-ФЗ закрепил дополнительное финансовое бремя на предпринимателей, которые в своей деятельности уже используют ККТ без возможности соответствующей электронной отчетности. Это значит, что таким организациям придется вновь покупать новый аппарат с подключением к сети интернет, — высказал мнение многих адвокат Андрей Кацайлиди. — Минимальная цена таких аппаратов составляет 20 тыс. рублей; договор с оператором фискальных данных (ОФД) — затраты не менее 3 тыс. рублей в год; постоянное требующее обновления ПО для ККТ — 7 тыс. рублей. Итого: минимальные расходы на исполнение нового закона — 37 тыс. рублей. Данные траты несет предприниматель, при этом, не имея никакой выгоды, что считаю абсурдным».

«Выбор кассы — очередная проблема, — поясняет технологическую сторону нововведения Антон Еликов. — Онлайн-касса, соответствующая требованиям 54-ФЗ и 171-ФЗ — это, как правило, оборудование — терминал (кассовый планшет, ноутбук и т.д.) и фискальный регистратор, который печатает чеки, хранит и передает информацию о них. А также программное обеспечение, которое все это «железо» связывает и заставляет работать».

Для тех торговых точек¸ у которых уже есть кассы, самый оптимальный вариант — модернизировать ККТ, считает директор по развитию бизнеса компании «Первый ОФД» Максим Ларькин. «Уточнить возможность доработки парка кассовой техники можно у центра сервисного обслуживания. Как показывает практика, более 90% касс можно модернизировать», — говорит эксперт.

«Можно сэкономить, но сначала нужно выяснить, подлежит ли модернизации та касса, которая есть у предпринимателя, — генеральный директор «Аванпост» Максим Митусов. — Это можно проверить на сайте налоговой — там есть список модернизируемого оборудования и рекомендованная стоимость обновления. С каждой моделью кассы придется разбираться отдельно — где-то будет достаточно установить только фискальный накопитель, где-то потребуется покупать целый комплект модернизации. Установить новое оборудование владелец кассы может самостоятельно, закон это не запрещает, но тут могут возникнуть проблемы с производителями касс — некоторые из них могут лишить владельцев техники гарантии, если те самостоятельно произведут модернизацию. Этот момент можно уточнить на сайтах производителей касс. Также расходы на новую кассу можно существенно сократить, если использовать планшет в качестве альтернативы ККТ. То есть скачивают приложение для планшета, который подключается к фискальному накопителю и, таким образом, выполняет роль кассового аппарата».

Директор по развитию международного платёжного шлюза FONDY Константин Бойко советует приобретать две кассы для перестраховки. «Кассы имеют особенность зависать, выключаться и прочее, а работать должны круглосуточно, — говорит он. — В случае если кассы нет, можно обратиться к сервису аренды онлайн-кассы. Однако это экономия в кратко‑ и среднесрочной перспективе. В долгосрочной, коммерсанту выгоднее купить качественную аппаратуру и настроить её. Аренда с обслуживанием одного ККТ сейчас стоит в среднем 4000 рублей, тогда как качественный ККТ можно купить в районе 15 000−20 000 рублей».

Эксперт всероссийского центра поддержки малого предпринимательства «МЕРКАТА» Антон Еликов дополнительно подчеркивает, что у кассовых планшетов одни производители, у фискальных регистраторов — другие. И сочетание одного с другим далеко не всегда может быть удачным — у одного слабый порт, а у другого высокая скорость передачи, какое-то программное обеспечение не работает с определенными браузерами или операционными системами. «Методом проб и ошибок, подбора пришли к тому, чтобы продавать комплектами ‑ и «железо», и ПО (программное обеспечение) — так, чтоб в итоге было меньше проблем и при внедрении, и у клиентов в эксплуатации, и при этом был минимальный ценник. В среднем сегодня оборудовать одно торговое места «с нуля» в соответствии с новыми требованиями стоит порядка 30−50 тысяч рублей», — поясняет эксперт.

«Очень многие предприниматели рассчитывают сэкономить, доработав уже имеющуюся у них кассу, — продолжает свою мысль Антон Еликов. — Чего я делать не советую, потому что большинство этих касс относятся к кассам калькуляторам, которые печатают чеки и передавать данные онлайн могут только в формате «товар-количество-сумма-ставка НДС». На сегодня формально этот набор соответствует требованиям 54-ФЗ. Однако думаю, что уже после 1 июля 2017 года станет очевидно, что этого объема передаваемой информации недостаточно для той ее обработки, которую задумал законодатель, и будут приняты соответствующие изменения в законодательство, по которым надо будет также передавать данные о характере операции и другом — этого автономная касса сделать уже не сможет, и ее все равно придется менять. Так что тут единственный вариант сэкономить — это не потратиться дважды».

Многие спрашивают о размерах штрафов в надежде, что заплатить штраф будет дешевле, чем ставить новую кассу. «Огорчу — размер штрафа равен стоимости переоборудования, а если учесть возможность двойного штрафования разными проверяющими органами — то может обойтись и гораздо дороже — проще все же переоборудоваться», — подчеркнул эксперт Еликов.

Бизнес без интернета

«Не на всей территории РФ есть возможность доступа в интернет, а торговля есть, в том числе алкоголем. Законодательно было принято решение дать регионам полномочия составлять перечни местностей, удаленных от сетей связи, — говорит Антон Еликов. — Продавцы на таких территориях все равно обязаны установить себе кассы нового формата, но могут работать на этих кассах в автономном режиме, не заключая договор с ОФД (оператор фискальных данных). Такие перечни во всех регионах должны были быть готовы к 1 февраля 2017 года, но на сегодняшний день они есть и утверждены только в порядка 30 регионах страны. В конце января ФНС России опубликовало разъяснение, согласно которому, если в регионе нет такого перечня, это означает, что в регионе нет и местностей, удаленных от сетей связи, а значит, все без исключений на данной территории обязаны заключить договор с ОФД и передавать данные о продажах онлайн. Знаете, как сейчас продавцы алкоголя в глубинке выходят из ситуации? Продают алкоголь у себя в деревне, потом вечером садятся в машину, едут в райцентр, ищут доступ к интернету и передают сохраненную в своем ноутбуке информацию в ЕГАИС. Вот такая вот «онлайн передача данных».

«При регистрации автономной кассы с 1 февраля 2017 года ФНС будет сверяться с перечнем исключений для региона, — добавил директор по развитию бизнеса компании «Первый ОФД» Максим Ларькин. — При выявлении несоответствия в регистрации откажут. Если автономная КТТ была поставлена на учет до 1 февраля, налоговая служба проверит такие кассы на предмет расхождений с утвержденными списками. Владельцу ККТ придется устранить нарушения и перевести кассу в онлайн-режим передачи данных. Автономная касса должна записывать и хранить данные в фискальном накопителе. Когда владелец будет перерегистрировать ККТ в связи с заменой фискального накопителя, эти данные передадутся в налоговую службу».

«Технически обойти закон, работая по новым правилам, очень сложно. Все данные шифруются фискальным накопителем и проходят контроль ОФД. Кроме того, у налоговой службы есть инструменты, позволяющие выявлять факты некорректного применения контрольно-кассовой техники», — полагает Максим Ларькин.

Специалист системного отдела ООО «Фирма ПИЛОТ» Герман Коростелев считает, что единственная возможность обойти 54-ФЗ — это поменять форму собственности на ту, которая пока не требует перехода на онлайн-передачу данных. «В таком случае переход на работу по новым правилам можно будет осуществлять в течение года — с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018 года. То есть, обязательной работа с новой ККТ для такой формы собственности станет с 1 июля 2018 года», — говорит эксперт.

«Некоторые категории торговли в принципе освобождены от использования новых касс, — напоминает генеральный директор «Аванпост» Максим Митусов. — Набор тут довольно экзотический — например, продажа бахчевых на развалах, торговля безалкогольными напитками в розлив, киоски с мороженным, ярмарки, точки, торгующие прессой (при условии, что объем именно печатной продукции у них не менее 50%), школьные столовые, ремонт обуви и другие. В области интернет-торговли тоже есть исключения. Можно не ставить онлайн-кассу, если оплата осуществляется не через сам интернет-магазин, а через наложенный платеж «Почты России», или если покупатель сам переводит деньги на банковский счет по реквизитам. Во всех остальных случаях наличие кассы обязательно, в том числе и для большинства интернет-магазинов».

Также по теме: «Повсеместное внедрение касс вынудит бизнес уйти в тень»

«Однако практика защиты интересов предпринимателей в налоговых спорах показывает, что инспектору проще выставить штрафы, недоимки и пени, чем разбираться — имеет ли конкретное лицо право не проводить онлайн-отчетность. В таком случае малому бизнесу вновь придется вступать в судебные разбирательства, нести траты на адвокатов для оспаривания незаконно выставленных налоговым органом сумм», — резюмирует адвокат Андрей Кацайлиди.

Заместитель генерального директора «МаксиПост» Алексей Прыгин считает, что введение онлайн-касс не добавит прозрачности в малом бизнесе. «Думаю, что любой из нас, будучи в роли онлайн покупателя, сталкивался со следующей ситуацией: приезжает курьер, привозит заказ, а вместе с ним и готовый чек (а некоторые так и вообще без чека приезжают). Чаще всего это происходит, если заказ не предполагает примерку и (или) частичный возврат. По закону каждый курьер должен быть снабжен кассовым аппаратом и пробивать чек на месте покупки. Если же чеки выбиваются не в момент передачи заказа покупателю, а заранее в офисе, — это прямое нарушение кассовой дисциплины. Это требование действует уже очень давно, но исполняется далеко не всегда. Масса компаний на рынке работает «в серую» и пренебрегает требованиями законодательства. Если они и раньше экономили на кассовых аппаратах, то что мешает им делать это сейчас? Одно дело заменить один аппарат и потратить 10−15 тысяч рублей, а другое — 10, 20 или 50. Или половину чеков пробивать на одном, а половину на другом? Если не будет контроля исполнения и жестких проверок кассовой дисциплины, ничего принципиально не изменится: кто работал «в серую», тот так и будет», — полагает эксперт.