Проблема строительства ГЭС на притоках Селенги — одна из самых критичных в контексте сохранения озера Байкал. Как передает корреспондент ИА REGNUM, об этом заявил депутат Госдумы от КПРФ Михаил Щапов по итогам «правительственного часа» в Госдуме с участием главы МИД России Сергея Лаврова. Министр подтвердил, что и он, и руководство страны о проблеме монгольских ГЭС не забывают и ищут пути решения.

«Для нас такая поддержка крайне важна. Так же, как важна готовность наших властей решить вопрос с обеспечением потребностей Монголии в электроэнергии, — это серьезное предложение», — отметил депутат Госдумы.

При этом, по словам Щапова, пока проблема не решена, проект строительства ГЭС не отменен. «Считаю важным и общественности, и властям прибайкальских регионов не расслабляться и продолжать активно участвовать в процессе решения этого вопроса», — заявил депутат, напомнив, что Иркутский научный центр СО РАН ведет исследования по оценке воздействия строительства ГЭС, и уже можно сказать, что их средне‑ и долгосрочные прогнозы неутешительны. «Хочется надеяться, что глубокое научное обоснование наших позиций послужит тому, что соседнее государство рассмотрит иные варианты обеспечения себя энергией», — заключил депутат Госдумы.

В ходе «правительственного часа» в Госдуме Лавров заверил, что МИД активно занимается урегулированием этой ситуации. «В ходе прошлогоднего визита в Монголию я лично с президентом Монголии на эту тему говорил. Наши руководители — и президент, и председатель правительства в ходе контактов с руководством Монголии эту тему затрагивают», — сказал министр.

Он также проинформировал парламентариев о том, что помимо обозначения проблемы монгольским коллегам были переданы оценки ситуации и предложения со стороны России о том, как ее решить без строительства гидроэлектростанций. «У нас есть возможности удовлетворить потребности Монголии в электроэнергии без того, чтобы подвергать риску экологическую систему Байкала», — заявил Лавров.

Жители региона России опасаются, что в случае строительства ГЭС на притоках реки Селенги уровень озера может снизиться. Байкал — это 20% всех мировых запасов пресной воды и 75% — питьевой.

В 2011 году в Монголии запущен проект поддержки инвестиций на развитие инфраструктуры добывающей промышленности (MINIS). В 2012 году на средства Всемирного банка началось проектирование (создание ТЭО) Шуренской ГЭС установленной мощностью 300 МВт на реке Селенге и комплексного гидроузла на притоке Орхон (ГЭС и цепочка водохранилищ) с установленной мощностью 30 МВт. Также планируется строительство отводного канала от реки Орхон в пустыню Гоби для снабжения активно развивающегося горнопромышленного комплекса. Проектирование еще одной ГЭС — на притоке Эйгин-Гол — с установленной мощностью 315 МВт не было включено в MINIS. Проектирование ведется на средства китайских инвесторов.

В России об этих планах узнали в 2012 году. В 2015 году совет директоров Всемирного банка признал обоснованность замечаний экологов к планам строительства крупных плотин на Селенге и ее притоках и поручил дирекции проекта MINIS в течение года учесть все жалобы.

В июне 2016 года президент РФ Владимир Путин на трехсторонней встрече с лидерами Китая и Монголии в Ташкенте заявил о рисках для экологии Байкала и водоснабжения Иркутской области от строительства гидротехнических сооружений в бассейне реки Селенги. После этого выступления ВЭБ временно приостановил финансирование проекта. Китайская сторона также взяла паузу до урегулирования спорных вопросов между Москвой и Улан-Батором.