Принятие новой антикоррупционной программы в Казахстане и её широкое обсуждение не смогли помочь стране заметно улучшить свои позиции в ежегодном рейтинге «Индекс восприятия коррупции» международной неправительственной организации Transparency International. Более того, из-за увеличения числа участников рейтинга на восемь стран Казахстан с 29 баллами опустился в 2016 году на 131-ю позицию. В 2015 году страна с 28 баллами занимала в ренкинге 123-ю строчку.

Топовые позиции в списке по итогам 2016 года заняли Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Швеция, Швейцария и Норвегия, набравшие от 85 до 90 баллов. В числе аутсайдеров, стран с наиболее высоким уровнем коррупции, значатся Ливия, Судан, Йемен, Сирия, КНДР, Южный Судан и Сомали, набравшие от 10 до 14 баллов.

29 баллов, кроме Казахстана, в списке набрали также Россия и Украина. Грузия набрала 57 баллов, Белоруссия — 40, Армения — 33 балла, Азербайджан и Молдавия по 30 баллов. У Киргизии в рейтинге 28 баллов, у Таджикистана — 25. На три балла от него отстает Туркмения. Хуже всех дела с коррупцией обстоят в Узбекистане — 21 балл.

Политолог Марат Шибутов, являющийся председателем Попечительского совета Transparency Kazakhstan, комментируя результаты ренкинга, заявил, что фактически в относительном рейтинге Казахстан находится на той же позиции, что и в 2015 году.

«Однако по абсолютной оценке есть небольшое улучшение — с 28 баллов за год мы поднялись до 29. Если взять более длинный промежуток времени, то получится, с 2013 года мы выросли на 3 балла — с 26 до 29. В общем, надо констатировать небольшое улучшение нашей позиции в данном индексе. Это заслуга и Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции, и общественных организаций, и средств массовой информации, и самого казахстанского населения, которое стало более нетерпимо относиться к коррупции. Основную роль тут еще и играет новая редакция 2015 года закона «О противодействии коррупции», которая позволяет более эффективно с ней бороться. Результаты Казахстана в ИВК совпадают и с результатами опроса в рамках «Барометра мировой коррупции» — там также констатируется существенное улучшение в 2016 году по сравнению с 2013 годом. Однако, на мой взгляд, у нас есть небольшая недоработка — наши результаты в ИВК были бы лучше, если бы о результатах борьбы с коррупцией больше бы писали на английском языке и в виде специализированных докладов. Не обо всех достижениях страны в этом вопросе знают даже в самом Казахстане — что уже говорить про остальной мир. Так как ИВК является все же субъективным показателем — правильное и полноценное освещение борьбы с коррупцией является не менее важной задачей, чем сама борьба с коррупцией», — полагает Шибутов.

Напомним, «Барометр мировой коррупции» был опубликован Transparency International в ноябре 2016 года. Главным вопросом этого исследования был «Платили ли вы взятки за получение государственных услуг в течение последних 12 месяцев?».

«В 2016 году 29% респондентов из Казахстана ответили, что давали взятки. Для сравнения: в 2013 году на данный вопрос утвердительно ответили 39,9% респондентов. Согласно данным исследования, процент граждан, дававших взятки, снизился на 10,9%, по сравнению с 2013 годом», — отмечалось в докладе.

Респонденты уточнили, что наиболее коррумпированными структурами они считают правоохранительные органы (35% опрошенных), руководителей бизнес-компаний (29%), судей и работников судов (28%).

«Сами граждане признались, что чаще всего платят взятки дорожным полицейским (47%), за получение пособий по безработице (33%), в судах при рассмотрении гражданских дел (31%). Менее трети опрошенных заявили, что давали взятки за устройство на работу в системе образования (23%), за устройство ребенка в детский сад, школу (17%), получение социальных выплат (21%), медицинских услуг (20%) и получение официальных документов в госорганах (19%)», — говорилось в докладе.

Между тем в «Индексе восприятия коррупции — 2016» говорится, что 69 процентов из 176 стран, входящих в список, в Индексе восприятия коррупции 2016 года набрали меньше 50 баллов (0 воспринимается как очень высокий уровень коррупции, 100 — как крайне низкий уровень коррупции).

«Это свидетельствует о массовой и широко распространенной коррупции в государственном секторе по всему миру. В этом году все большее число стран снизились в индексе, показывая необходимость принятия срочных мер», — подчеркивают авторы доклада.

Следует пояснить, что при составлении ренкинга эксперты Transparency International проводят исследования по восьми направлениям и затем, основываясь на их результатах, подводят общий итог. Согласно отчету, по пяти из восьми направлений Казахстан показал значительное улучшение по сравнению с 2015 годом. Так, в рейтинге странового риска Global Insight республика набрала 34 балла против 11 баллов в 2015 году. По индексу трансформации Фонда Бертельсмана — 20 баллов (19 в 2015 году), Индекс верховенства закона — 32 (28 в 2015 году), Оценка политических рисков и отчет Freedom House — 28 (23 в 2015 году), «Обзор мнений руководителей» Всемирного экономического форума — 45 (51 в 2015 году), ежегодный рейтинг глобальной конкурентоспособности — 41 (46 в 2015 году). И, наконец, оценка странового риска Economist Intelligence Unit принесла Казахстану 19 баллов в 2016 году (21 в 2015 году).

«В этом году добавилось новое исследование — Многообразие демократии. Это исследование шести различных видов коррупции в области государственного устройства. Эксперты анализируют устойчивость исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти по всей вертикали, от мелких клерков до чиновников высших эшелонов. В его рамках эксперты отвечали на вопрос: «Насколько распространена политическая коррупция?» По итогам этих оценок Казахстан набрал 16 баллов. Наибольшее число баллов согласно этому исследованию набрали Соединенные Штаты Америки и Эстония — 69», — говорится в отчете.

В нем также указывается, что главные проблемы Казахстана, по мнению экспертов, находятся в области экономики. В то время как политические и законодательные реформы, проводимые в стране, оценены положительно.

«Снижение экономического роста порождает новые коррупционные риски. И это проблема, как показали результаты последнего Индекса восприятия коррупции, характерна для всего мира. Борьба с коррупцией в высших эшелонах власти, аресты высокопоставленных чиновников показали серьезность намерений властей Казахстана в искоренении этой проблемы. Однако полноценный эффект можно ждать только при внедрении превентивных мер. Это устранение конфликта интересов, раскрытие конечных бенефициаров владельцев бизнеса, введение декларирования доходов и расходов чиновников, а затем и всех граждан страны», — приводятся в отчете слова исполнительного директора «Транспаренси Казахстан» Натальи Ковалевой.

Напомним, 9 января 2017 года Алмалинский районный суд города Алма-Аты санкционировал арест председателя правления государственного Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ) Руслана Ерденаева и начальника управления финансовых рисков департамента управления рисками АО «ЕНПФ» Мусы Бахтова. 10 января 2017 года Национальным бюро по противодействию коррупции был арестован экс-министр национальной экономики Казахстана Куандык Бишимбаев.