Предпринимательство в Эстонии становится убыточным делом: уже долгое время темпы роста прибыли предприятий и заработных выплат движутся в противоположном направлении — прибыли падают, зарплаты растут. Об этом сегодня, 6 декабря, сообщает эстонское издание «Деловые ведомости» со ссылкой на предпринимателя Пеэтера Пихо.

В статье «В пропасть — на всех парах, на всей скорости — под откос» он сообщил, что правящая элита страны старается не замечать очевидного: экономический рост в стране по сути остановился. Он напомнил, что за последние 10 лет, когда у власти находилось либеральное правительство, экономический рост превысил 3% лишь в 2010—2012 годах. В то же время только на 2017 год расходы госбюджета выросли по сравнению с 2016 годом на 7%. Бюджет 2017 года вдвое больше госбюджета периода экономического бума 2007 года, напомнил он.

Объяснением парадокса, когда реального роста экономики в Эстонии не наблюдается, а поступления налогов в госказну все равно растут, является централизованная помощь еврофондов Брюсселя и зависимость налогов от зарплаты, уверен Пихо. «10% от доходов в бюджет платит Евросоюз, и у этого нет никакой связи с экономикой Эстонии», — отмечает предприниматель, добавляя: «Около 20% поступает от налога с оборота, который напрямую зависит от потребления, а оно в свою очередь — от доходов людей, то есть от зарплат». Процент от зарплат учитывают и другие налоги, поступающие в казну, — подоходный налог, социальный, страхование от безработицы, пенсионный фонд. Если вспомнить, что с 2010 года зарплаты в Эстонии растут не ниже 5% в год, то все становится на свои места: рост экономики подменили ростом зарплат. В 2016 году рост зарплат, по прогнозам Министерства финансов равный 6,5%, был превышен уже летом.

Предприниматель в целом приветствует рост доходов населения: «Бедность по-прежнему одна из основных проблем Эстонии. Так как основную часть своих доходов люди получают в виде зарплаты, приятно наблюдать, что борьба с бедностью приносит первые плоды». В то же время он напомнил, что Эстония находится в состоянии, когда 50% ВВП уходит на выплаты рабочей силе. Больше таких стран на карте мира нет, утверждает он.

В современной Эстонии прибыли предприятий падают, а зарплаты работников растут: разрыв достиг уже 0,5 млрд евро. Когда разрыв превысит 4 млрд евро, предпринимательство в стране станет полностью убыточным. Если сохранится ныне действующая ситуация, это может произойти уже к 2022 году, говорит Пеэтер Пихо. По его прогнозу, необратимый процесс начнется задолго до данного срока: ни одно предприятие не будет работать себе в убыток, а значит, начнут закрываться еще до того, как начнут работать в минус.

Как тревожный сигнал он назвал уход из Эстонии западных предприятий с высокой добавочной стоимостью своих продукции или услуг: SAS, Statoil, Mark and Spencer: «В один момент может сложиться ситуация, когда у нас больше не будет плательщиков ни высокой, ни низкой зарплаты».

По словам эстонского предпринимателя Пеэтера Пихо, «цифры показывают, что мы несемся на полной скорости к большим проблемам». Он утверждает, что Эстонии срочно необходим экономический рост. Если этого не случиться, то следует взять кредит для оживления национальной экономики, считает он.

Как сообщало ИА REGNUM ранее, Министерство финансов Эстонии прогнозирует рост ВВП страны в 2016 году на уровне 2%, в 2017 году — на 3%, что значительно ниже предварительного осеннего прогноза 2015 года. По сравнению с предыдущим прогнозом, показатели снижены в 2016 году на 0,6% и в 2017 году — на 0,4%. Такую ситуацию министр объяснил реальным положением дел и более точной оценкой ситуации по мере приближения к датам прогноза.