В Оренбурге депутатский корпус Законодательного собрания Оренбургской области в первом чтении принял законопроект на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов. Как отметил председатель Счетной палаты региона Юрий Просвиркин, практика прошлых лет показывает, что первоначальный закон о бюджете в течение года претерпевает значительные изменения, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Как правило, основной причиной последующих, после принятие закона, корректировок являются уточнения объемов безвозмездных поступлений, в условиях отсутствия распределения на федеральном уровне по субъектам Российской Федерации значительного объема межбюджетных трансфертов, их объем в проекте областного бюджета на сегодня составляет менее 40% от назначений 2016 года. В таких же условиях формировался бюджет на текущий год. Тогда безвозмездные поступления составляли менее 50% от утвержденных на сегодняшний день», — сказал Просвиркин.

Что касается собственных доходов, то как и раньше, основную долю в них (свыше 41%) формирует налог на прибыль организаций. Председатель Счетной палаты области подчеркнул, что сегодня, не смотря на реализацию, ряда антикризисных мер бюджет исполняется крайне напряженно. Утвержденные назначения по основному источнику дохода на 2016 год оказались недостижимыми и потребовались существенные корректировки.

Негативная тенденция по снижению поступлений особенно явно проявилась в отрасли по добыче полезных ископаемых. За девять месяцев объем поступлений от нефтегазодобывающих организаций снизился на 30% или на сумму более 4 млрд рублей. Наряду с этими факторами на величину планируемых поступлений оказало влияние снижение ставки налога зачисляемого в бюджет с 18 до 17%.

Счетная палата особо обратила внимание на риск снижения поступлений в случае увеличения числа инвесторов, планирующих воспользоваться пониженной ставкой по налогообложению прибыли. Пока в расчете учтен только один налогоплательщик.

Юрий Просвиркин сделал акцент на том, что предельные сроки заключения инвестдоговоров, предусмотренные законодательством, не позволяют обеспечить прозрачность прогноза налоговой базы инвесторов и оценить обоснованность планируемых поступлений.

Формирование доходной части бюджета оказывает влияние на прогнозируемый объем расходов. По сравнению с утвержденными назначениями текущего года расходы ниже на 17,3% и составляют на 2017 год 67,3 млрд рублей. Без учета безвозмездных поступлений снижение составило 5,5%, что сопоставимо с уровнем снижения собственных доходов.

Наибольший удельный вес составляют расходы на социальную политику, образование и здравоохранение — 68% в общем объеме расходов.

«Исходя из опыта контрольной деятельности, руководствуясь статьей 8 закона «О Счетной палате области», планируем ко второму чтению законопроекта представить Законодательному собранию предложение, направленное на совершенствование бюджетного процесса», — заявил Просвиркин. Ревизоры намерены дополнить законопроект статьей, регламентирующей субсидии предприятиям промышленности и сельского хозяйства перечислять конечному получателю через казначейские счета. Данная мера, по мнению счетной палаты, позволит ужесточить контроль за движением государственных средств. Эта цель соответствует направлению, отраженному в послании президента РФ Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года.

При определении расходной части бюджета Минфином области учитывалось необходимость установления дефицита областного бюджета на безопасном уровне. В 2017 году дефицит не превышает 3,2% от доходов бюджета, без учета безвозмездных поступлений. Основным источником финансирования дефицита продолжает оставаться госзаимствования.

«Принцип сбалансированности соблюден», — резюмировал Юрий Просвиркин, но вместе с тем добавил, что необходимо изыскивать источники доходов и по максимуму сокращать неэффективные расходы.