Состояние региональных бюджетов — тема очень емкая. В 2016 году в составе Российской федерации находится 85 субъектов, каждый из которых по-своему уникален и индивидуален. Где-то сделан упор на сельское хозяйство, где-то регион «выезжает» на нефтедобыче, а в ряде случаев регионы являются своеобразными «посредниками» между соседними субъектами: обслуживают транспортную систему, трубопроводы и обеспечивают логистическую связку. Есть регионы на 100% дотируемые из федерального кармана, а есть легко справляющиеся с уровнем госдолга или все глубже увязающие в системе собственных запутанных перекрестных долгов. Средней температуры по больнице здесь нет и быть не может, так как шестая часть суши слишком разнообразна.

В 2016 год основная часть российских регионов вошла со схожими проблемами: погашение долгов по рыночным обязательствам (в среднем 400 млрд рублей на всех), достижение максимального баланса между доходами и расходами. В федеральном бюджете было заложено 310 млрд руб. на помощь регионам по ряду проблемных направлений. Дотации получил 71 субъект из указанных 85. Общая сумма долгов российских регионов на начало года составила 2,5 трлн рублей — тут и неэффективное привлечение средств на дорогом рынке, и слабое управление имеющимися долгами. Для половины субъектов все так же характерен скрытый дефицит средств — эта проблема присутствовала в начале года, остается острой и в конце.

Местные бюджеты (городские, муниципальные) остаются слишком зависимы от региональных. Сейчас государство рассматривает варианты, при которых налоговая свобода регионов может стать более широкой, но это значит, что инициатива ударит одновременно и по платежеспособности населения субъектов. Зачастую собственных муниципальных доходов мало, и отчасти проблема начинает решаться за счет реанимации моногородов с привлечением туда частного бизнеса под разносторонние преференции. Но таких городов в РФ 319, в каждый по 5−10 бизнес-предприятий не заманишь, так как нет такого спроса. «Зеленых» объектов, то есть моногородов с сохранной экономикой, всего 71. Остальные балансируют на грани.

Теперь к частностям. Вопрос уровня жизни в регионе — очень тонкий и хрупкий. Средняя заработная плата в России (Росстат) в октябре составила 36 тыс. 200 рублей. Однако таких денег в российской глубинке почти никто не видит. 18−25 тыс. рублей считается хорошим уверенным доходом при среднестатистических ценах на продукты (сломайте уже стереотип, что в регионах дешево все, от молока до коммуналки) и современном спросе на гаджеты, средства передвижения и прочие прелести прогресса. Получается, что уровень жизни в регионе средний, то есть жить можно, но за лучшей жизнью молодежь все равно старается выехать в большой город.

Городов-миллионников в РФ достаточно — их 15, среди них: Екатеринбург, Омск, Воронеж, Ростов-на-Дону, Самара, Пермь, Уфа. Каждый из них по-своему уникален, у каждого свои нюансы, проблемы, победы. В свете подготовки в чемпионату мира по футболу-2018 в ряде крупных городов идет активная работа по улучшению инфраструктурных условий с привлечением федеральных и региональных финансов. В каждом из этих пунктов останутся объекты, которые явно улучшат и инвестиционную, и повседневную привлекательность города. Так, в Ростове-на-Дону строится международный аэропорт, который станет главным на юге страны. В Саранске, Калининграде и Нижнем Новгороде останутся стадионы и дороги. Это тоже вклад в будущее регионов, хотя и долгосрочное. Однако пока «футбольная» стройка — это рабочие места, загрузка заказов на строительные материалы и, главное, перспектива. Для регионов умеренный оптимизм относительно будущего — это уже мощный повод улучшать работу в моменте.