Если бы президент России Владимир Путин и премьер Индии Нарендр Моди не приняли участие в сделке между «Роснефтью» и индийской компаний Essar Oil о приобретении НПЗ Вадинар, то из-за вмешательства Саудовской Аравии соглашение могло сорваться. Дело в том, что нефтяная саудовская компания Aramco подала конкурирующую заявку на покупку индийского нефтеперерабатывающего завода, в результате чего «Роснефти» пришлось увеличить стоимость сделки в два раза. Об этом сегодня, 16 ноября, пишет британское агентство Reuters со ссылкой на свои источники.

В итоге сумма сделки составила $13 млрд. Как отмечает издание, если бы Путин и Моди не договорились, то покупка доли в индийском НПЗ «Роснефтью» могла вовсе не состояться.

В то же время в индийской компании Essar Oil не подтвердили информацию о том, что в заключении сделки приняли участие такие высокопоставленные лица. Индийская сторона объяснила, что предложение российской стороны просто оказалось более привлекательным, но ни в «Роснефти», ни в саудовской компании Aramco давать комментарии по этому поводу не стали. А пресс-секретарь российского лидера Дмитрий Песков ответил, что власти, конечно, защищают интересы отечественных компаний, особенно в таких крупных проектах, но по поводу конкретной сделки сказал, что Кремль никаких приказов об участии в этом проекте не давал.

«Это было корпоративным решением «Роснефти» усилить сотрудничество с Индией», — отметил пресс-секретарь президента.

Источники Reuters считают, что тот факт, что Саудовская Аравия подала конкурирующую заявку, пытаясь помешать тем самым заключению контракта России и Индии, говорит о конфликте между Москвой и Эр-Рияд в области нефтяного сектора. Это, в свою очередь, может негативным образом сказаться на договоренностях о нефтедобыче и повлечь за собой изменение цен на глобальном рынке.

В октябре ИА REGNUM сообщало, что компания «Роснефть», группа UCP Ильи Щербовича и европейская Trafigura начали сделку по приобретению индийской нефтеперерабатывающей компании Essar Oil. Доля «Роснефти» в проекте НПЗ составляет 49%, доля Trafigura и UCP — тоже 49%, а еще 2% Essar Oil остается у Essar Group. Сумма сделки составляет $10,9 млрд, а еще $2 млрд Индия получит от иностранных инвесторов за глубоководные порты в городе Вадинар, а также прилегающую инфраструктуру. Российский банк ВТБ предоставил Essar Oil $3,9 млрд на реструктуризацию долга. 15 октября «Роснефть подписала договор купли-продажи акций Essar Oil в размере 49%.

Почему России так важен был этот проект? Позже глава «Роснефти» Игорь Сечин в своей статье для итальянской газеты Corriere della Sera отмечал, что одним из факторов входа российской компании в долю индийского НПЗ Вадинар является высокий уровень технологической оснащенности завода: 11,8 баллов из 15 по индексу Нельсона. По словам Сечина, благодаря переработке нефти из Венесуэлы на индийском нефтеперерабатывающем заводе «Роснефть» получит существенную синергию. Кроме того, современный НПЗ создаст в Вадинаре энергетический хаб, обеспечивающих нефтью страны Южно-Восточной Азии и Индийского океана, а это «лучшим способом для того, чтобы справиться с конкуренцией».

Читать подробнее: Сечин рассказал, что получит Россия от переработки сырья Венесуэлы в Индии

Что касается саудовской Aramco, то она начала проводить консультации по приобретению активов Essar в декабре 2015 года, а известно об этом стало только в феврале 2016 года. Конкретики по этому поводу не было. Однако, как пишет теперь Reuters со ссылкой на свои источники, Saudi Aramco действительно вела переговоры с Essar и была готова выкупить НПЗ за $9 млрд. В результате сделка с «Роснефтью» затягивалось, и участие саудовских инвесторов могло быть неприятным известием для российской компании, пишет Neftegaz.ru. Еще в марте прошлого года «Роснефть» заявила о намерении купить долю в индийском НПЗ, а в июне сообщалось, что переговоры о покупке Essar Oil затягиваются из-за расхождений в оценке нефтеперерабатывающего завода в Вадинаре. Изначально «Роснефть» оценила компанию в $6 млрд, а Essar Group в $7−8 млрд. Но, как было сказано выше, итоговая цена составила почти $13 млрд.