Задержание главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева довольно серьёзно повлияет на расклад сил внутри российских элит и уже успело отразиться на ослаблении «либерального блока», однако ожидать по итогам этой борьбы принципиальных изменений в государственной политике не следует. Об этом корреспонденту ИА REGNUM 15 ноября заявил глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов.

«Всё это, естественно, связано с ситуацией вокруг «Башнефти». Довольно сложно шла сделка, у неё было много противников. Вокруг этого уже разворачивались летом информационные войны. Кроме того, давайте не будем забывать, что ещё в начале всей этой истории было задержание (российского предпринимателя) Владимира Евтушенкова (об истребовании в собственность РФ всех принадлежащих АФК «Система» акций ПАО АНК «Башнефть»). Были и перемены в руководстве Республики Башкирии», — заявил Миронов.

«Это достаточно старая тема, и это, очевидно, очередной этап той же самой игры, но довольно серьёзно влияющей на так называемый внутриэлитный расклад», — указал он.

В ходе этой борьбы произошло изменение «центров тяжести», отдельные игроки довольно резко усилились, но в то же время ослабел «либеральный блок», констатирует политолог.

«Я не хочу сказать, что именно по нему был нанесён удар и что он стал слабее весь целиком. Но в то же время ситуация использовалась сейчас против него. Уже делались заявления от имени РСПП (Российского союза промышленников и предпринимателей), наших крупных компаний, которые, собственно, и составляют этот либеральный блок. Они, конечно, выражают очень большую обеспокоенность — по сути, речь идёт, возможно, даже о пересмотре правил игры», — говорит Миронов.

«Всё-таки фигура министра считалась раньше неприкасаемой, и на таком уровне не производились подобные действия — в том числе и провокации, задержание с поличным», — добавил он.

По его мнению, это — новое слово в политике, и подобные задержания, вполне возможно, российская общественность видит не в последний раз. «Мы будем и дальше наблюдать такие тектонические сдвиги внутри элит. Опять же, это всё нужно привязывать и к циклам 2018 года, и к политической борьбе, поиска новых фигур, новых преемников и так далее», — пояснил он.

В то же время, продолжает Миронов, следует иметь в виду, что в данном случае речь идёт именно о конкретных персоналиях — государственная система у нас не институционализирована в том смысле, как это имеет место в западных странах, и построена она, прежде всего, на конкретных личностях. Поэтому, по мнению политолога, говорить о том, что вслед за «кадровыми перестановками» последуют и какие-либо принципиальные сдвиги в государственной политике, просто нельзя.

«У нас нет борьбы институтов. Это не борьба партий, не борьба парламента с исполнительной властью, это не борьба профсоюзов с работодателями. Это борьба конкретных фигур», — считает он.

«Есть формальная иерархия, есть неформальная. По формальной иерархии Улюкаев может казаться фигурой достаточно крупной, более весомой, чем руководители корпораций. Но на самом деле всё по-другому. Борьба идёт вокруг конкретных фигур: кто будет ближе к первому лицу, кто будет контролировать какие процессы и какие активы. Какие группы и какие лица будут усиливаться в дальнейшем», — указал Миронов.

«Это вопрос распределения сфер влияния. Но для простого населения это существенного значения не имеет и мало отразится на его жизни», — сказал в заключение он.

Следственный комитет России сообщил о задержании министра экономического развития Алексея Улюкаева — 14 ноября он получил взятку в размере 2 млн долларов за выданную МЭР положительную оценку по приобретению НК «Роснефть» 50% государственного пакета акций ПАК АНК «Башнефть». Между тем представитель «Роснефти» заявил, что пакет акций был приобретен в соответствии с законодательством РФ, и вопрос о пересмотре сделки не стоит.