Бегство инвесторов в более доходные и перспективные инструменты способно обострить ситуацию с дефицитом бюджета России. Бюджет-2016 верстался из расчета дефицита не более 3% от ВВП. К началу ноября показатель составлял в среднем около 4−4,1% ВВП. Риторика властей по этому поводу стала предельно осторожной: президент Владимир Путин уже допустил вероятность роста показателя до 3,8−3,9% ВВП по итогам года, Минфина говорит о том, что дефицит превысит планируемые значения. Все это наводит на мысли, что правительству все сложнее справляться с бюджетной нагрузкой.

Гособлигации России за последние три дня заметно подешевели — ранее бонды пользовались спросом ввиду интереса инвесторов к carry trade. За это время стоимость ОФЗ упала к минимумам за пять месяцев. Десятилетние эталонные бумаги сегодня демонстрируют доходность 8,95%. Еще неделю назад Россия могла занимать под ставку не выше 8,3%. Покупателей в долговом сегменте сейчас практически нет и неизвестно, когда они появятся.

Спрос перетекает в американские бонды на фоне изменения в политической канве США. Избрание Дональда Трампа 45-м президентом США развернуло потоки «горячих» денег туда, откуда они и пришли. Активный выход инвесторов из рынков развивающихся стран и спрос на американскую валюту делают свое дело: расстановка сил на площадках стремительно меняется.

По-прежнему самым простым инструментом для выравнивания бюджетных параметров является контролируемая девальвация рубля. Вторым по сложности — механизм аукционов Минфина и ЦБ, в рамках которых требуется вдвое расширять предложение. Разрыв между бюджетными расходами и реальным объемом финансов сейчас составляет более 20%, секвестра трат на оборонную промышленность и социальный блок ждать не стоит, но создается стойкое ощущение, что бюджет-2017 будет очень непростым.

В сегодняшних реалиях доллар США должен стоит около 70 рублей.