Деофшоризация российской экономики: процесс пошел

Подробности

Борис Хейфец, 31 октября 2016, 17:23 — REGNUM  

В 2012—2016 гг. был осуществлен ряд мер по деофшоризации российской экономики, важнейшими из которых стали принятие закона о контролируемых иностранных компаниях (КИК) и амнистии капитала [1]. Данные меры способствовали уменьшению масштабов использования офшоров российскими физическими и юридическими лицами и резкому сокращению чистого оттока капитала из России.

Так, после пика 2014 г. в 151,5 млрд долл., который был связан с обострением кризиса и почти двукратной девальвацией рубля, чистый вывоз капитала сократился до 57,5 млрд долл. в 2015 г. и 9,6 млрд долл. за первые 9 месяцев 2016 г.

Особенно показательно резкое падение объема так называемых сомнительных операций («лжекредитования», «лжеэкспорта», «лжеимпорта», «лжестрахования», «лжеуслуг» и т.п.), с помощью которых осуществлялся масштабный трансферт капитала в офшоры. Если в 2007—2013 гг. объем сомнительных операций составлял 27−35 млрд долл. ежегодно, то в 2014 г. он упал до 9 млрд долл., в 2015 г. — до 1,5 млрд долл., а за первые 9 месяцев 2016 г. составил всего 0,6 млрд долл.

Хотя официальные, точнее публиковавшиеся в открытой печати, данные по ходу реализации закона КИК и закона об амнистии капиталов более чем скромные. Так, по итогам 2015 г. ФНС РФ получила около 7000 уведомлений об участии в КИК. Правда, ряд офшорных компаний, прежде всего принадлежавших госкомпаниям, и компаний, активно участвовавших в госзакупках, был перерегистрирован в России.

Еще скромнее были результаты по амнистии капиталов: с 1 июля по 31 декабря 2015 г. в ней приняли участие около 200 человек. Мало что дало увеличение сроков декларационной компании по КИК и амнистии капиталов на 6 месяцев (до 1 июля 2016 г.) и внесение некоторых дополнений и изменений в эти законодательные акты. Число декларантов по амнистии капитала, по разным неофициальным оценкам, увеличилось всего до 1−4 тыс. человек. Для сравнения в Казахстане, проводившем свою третью амнистию за время независимого развития капитала, на 1 января 2016 г. было подано около 75 тыс. заявлений о легализации имущества, в т.ч. 38 — за рубежом. При этом сведения о легализации были доступны для общества на сайте налоговой службы Республики Казахстан.

Что касается офшорных компаний, то по оценкам экспертов, на начало 2000-х годов имелось от 150 тыс. до 300 тыс. компаний, принадлежащих российским бенефициарам. В 2000-е годы их число увеличилось в несколько раз. В опубликованных в апреле 2016 г. «панамских документах» упоминается о 11 516 фирмах, владельцами которых являются 6285 россиян. По оценкам некоторых экспертов, это не более 3−5% всех подобных компаний.

Неудачи активной антиофшорной кампании связываются со сложностью принятых антиофшорных законов, требующих серьезной реструктуризации налаженного бизнеса, сохраняющимся недоверием бизнеса к властным структурам и их экономической политике, опасением необоснованного административного давления в условиях сокращающихся доходов бюджета и усилившейся экономической изоляции страны.

Ответом на закон о КИК и отчасти на закон об амнистии капиталов стало формальное и неформальное изменение налогового резидентства бенефициаров офшорных компаний. В первую очередь это касается крупных холдингов, офшорные структуры которых на 30%-50% поменяли своих бенефициаров на иностранных, а также стали использовать более сложные юридические конструкции владения активами (типа дискреционных безотзывных трастов). Иными словами деофшоризационные меры первую очередь коснулись среднего и малого бизнеса.

Началось и «бегство» физических налоговых резидентов из российской юрисдикции, для чего необходимо проживание за рубежом в течение более 183 дней каждого календарного года.

Такое переформатирование офшорного сектора российской экономики неблагоприятно сказалась на налоговых поступлениях, а также на динамике иностранных инвестиций в Россию и из России.

Дело в том, что значительная часть прямых иностранных инвестиций — ПИИ (60%-80%) поступала в Россию из офшоров, куда они были до этого отправлены из России. То есть офшоры были своеобразными перевалочными центрами для российских капиталов. В 2011—2015 гг. объем текущих ПИИ в Россию уменьшился в 5,5 раз, достигнув самой маленькой отметки в 10 млрд. долл. в период после 2003 г. Уменьшился и объем накопленных ПИИ в России и российских инвестиций за рубежом, а также объем текущих российских ПИИ за рубеж, который однако в 2015 г. (27 млрд долл.) превышал объем входящих ПИИ. Естественно, помимо мер по деофшоризации на динамику ПИИ оказали существенное влияние и другие факторы, в первую очередь, экономический спад и западные санкции.

Важнейшим моментом в российской политике деофшоризации стала активизация международного сотрудничества. В мае 2016 г. она стала 81-м участником соглашения по автоматическому обмену налоговой информацией.

Автоматический обмен налоговой информацией является важнейшей частью «Плана действий по борьбе с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения» (Base erosion and profit shifting — BEPS)., разработанного ОЭСР и одобренного G20 на ее саммите в Санкт-Петербурге в 2013 г. BEPS предусматривает 15 важнейших направлений работы, которые приведут к серьезной перестройке всей системы международных налоговых соглашений. Помимо кардинального усиления прозрачности налоговых отношений, он предлагает новый подход к соглашениям об избежании двойного налогообложения, гармонизацию налогового законодательства отдельных стран, упразднение налоговых льгот для крупных налогоплательщиков и отмену других лазеек в законодательстве, установление новых правил трансфертного ценообразования и т.п. Поэтому в настоящее время План BEPS превращается в серьезный инструментарий борьбы с масштабным уходом от налогов посредством международных схем.

Согласно взятым обязательствам, обмен информацией ФНС России с налоговыми службами других стран начнется с 2018 г. и коснется сведений за 2017 г. Оно основано на одобренном в феврале 2014 г. G20 глобальном стандарте для автоматического обмена налоговой информацией (Common Reporting Standard; CRS). Обмен такой информацией с налоговыми службами других стран будет происходить с 2018 г. и коснется сведений за 2017 г. Налоговые службы смогут делиться информацией об инвестиционных доходах — дивидендах, процентах, доходе от определенных страховых продуктов, средствах, вырученных от продажи финансовых активов, информацией по остатку на счете и платежах, совершенных с использованием счета. Россия обязалась передавать аналогичные сведения об иностранных налоговых резидентах в соответствующие страны. Ранее правительство РФ уже распорядилось выплатить в бюджет ОЭСР до 150 тыс. евро для организации такого обмена. Такое решение положительно отразилось на результатах деофшоризации, когда в последний месяц действия продленной амнистии капиталов возник «ажиотаж» при сдаче специальных деклараций.

Это заставляет говорить о возможности тщательной подготовки с учетом прошлого опыта и проведения новой налоговой амнистии (амнистии капиталов), рассчитанной на срок от 1 года до 1,5 лет. Во многих зарубежных странах подобные амнистии проводились неоднократно.

Имеются и другие возможности совершенствования международного сотрудничества в рамках международной антиофшорной повестки. В частности Россия сохраняет существенные льготы по многим соглашениям об избежании двойного налогообложения (СИДН), включая пересмотренные в 2012—2015 гг., которые фактически являются стимулом для вывода капиталов в офшорные юрисдикции. Они касаются налога на выплачиваемые дивиденды «иностранным» акционерам российских компаний — 5%, в то время, как ставка аналогичного налога для российских акционеров была повышена с 9% до 13%. Не говоря уже о серьезных социальных платежах, от которых освобождены «иностранные» получатели доходов в виде дивидендов. В то же время, по данным ФНС России в 2012—2015 гг. основная часть дивидендов иностранным акционерам (около 80%) было начислено по ставке 5% и менее. Еще более льготный режим (ставка 0%) предусматривается СИДН для платы за иностранные кредиты и роялти. Вместе с тем, план BEPS предполагает изменение некоторых базовых принципов и разработку новой модели СИДН, когда основным критерием должен стать принцип взимания налога у места получения дохода.

Для России также важно усиление координации антиофшорной политики со своими партнерами по ЕАЭС. Дело в том, что в условиях формирования общего экономического пространства в ЕАЭС и усиления налоговой конкуренции в его рамках, прежде всего со стороны Казахстана и Беларуси, наметилась тенденция к перетоку (часто формальному) российского бизнеса в эти юрисдикции и, соответственно, к потере бюджетных доходов. Тем более что по закону о КИК компании, зарегистрированные в других странах ЕАЭС, не являются иностранными контролируемыми компаниями. По оценкам Банка России, в 2012—2013 гг. из России через Беларусь и Казахстан утекло за рубеж примерно 47 млрд долл. В настоящее время этот поток значительно уменьшился.

Таким образом, политика деофшоризации России начала приносить определенные результаты. Она в целом соответствует трендам антиофшорной политики мирового сообщества, с которым Россия постепенно развивает сотрудничество в данной сфере. Однако процесс деофшоризации экономики в России находится в начальной стадии. И для его дальнейшего прогресса потребуется приложить серьезные усилия, связанные как с совершенствованием внутреннего анти-офшорного законодательства и, особенно, практики его применения, так и выстраиванием реального международного взаимодействия в этой области.

[1] Официальные названия этих документов: Федеральный закон «О внесении изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» от 24.11.2014 г. № 376-ФЗ и Федеральный закон «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 июня 2015 г. № 140-ФЗ.

Борис Аронович Хейфец — доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
23.06.17
Грузинские грабли Москвы
NB!
23.06.17
Черный день для «резунов» истории
NB!
23.06.17
Традиции Украины времен Порошенко
NB!
23.06.17
Генплан Севастополя остановили из политических соображений?
NB!
23.06.17
Не нужны нам авто от «агрессора», походим пешком! — обзор авторынка Украины
NB!
23.06.17
«Медальный» скандал в Адыгее: награду вернули, а мать-чиновницу уволили
NB!
23.06.17
Посла Польши пригласили в Госдуму 3 июля обсудить «декоммунизацию»
NB!
23.06.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 23 июня
NB!
23.06.17
Lada Vesta перешла на биотопливо: тест-драйв
NB!
23.06.17
Законопроект о запрете анонимайзеров Госдума приняла в I чтении
NB!
23.06.17
РПЦ не оставляет в покое Атаманский дворец: дело передано в Верховный суд
NB!
23.06.17
«Самый нищий город-миллионник»: главное в Омской области
NB!
23.06.17
Курортный сбор: Нужен ли модельный закон регионам?
NB!
23.06.17
Шестеро бойцов Росгвардии из Тулы пострадали в ДТП в Дагестане
NB!
23.06.17
Гибель детей в перинатальном центре в Брянске: возбуждено уголовное дело
NB!
23.06.17
Россия-Китай: соперники или партнеры в Закавказье?
NB!
23.06.17
ЛНР: В Попасной обосновались американские военные в форме НАТО
NB!
23.06.17
Зловонная свалка и «пьяный» мальчик?! — главное в Подмосковье за неделю
NB!
23.06.17
Силезские автономисты раскалывают единство польской нации
NB!
23.06.17
«Разделение» — комикс о боли не только тела
NB!
23.06.17
«Под предлогом борьбы с матом создаётся механизм вторжения в семью»
NB!
23.06.17
Общественники просят прокуратуру проверить «Ельцин-центр»