Бурятия — регион весьма самобытный, в котором природные богатства сочетаются с низкой инфраструктурной освоенностью. Как эта ситуация влияет на привлечение инвесторов, в интервью ИА REGNUM рассказал заместитель генерального директора Фонда регионального развития Бурятии Станислав Алексеев.

ИА REGNUM : Станислав Юрьевич, насколько инвестиционная привлекательность Бурятии высока в настоящее время?

Что касается наличия ресурсов, с этой точки зрения инвестиционную привлекательность Бурятии можно оценивать достаточно высоко. У нас есть значительные запасы минеральных ресурсов цветные металлы и нерудное сырье, железо и сырье для цемента, древесина, дикоросы и лекарственные травы, большие запасы пресной воды и минеральных источников.

Проблема заключается в низкой инфраструктурной освоенности. И это, кстати, проблема не только Бурятии, но и в целом всех сибирских и дальневосточных регионов: низкая транспортная обеспеченность и низкая обеспеченность энергетической инфраструктурой. На региональном уровне эти проблемы решить просто невозможно. Необходимы федеральные решения.

С точки зрения популяризации Бурятии как территории инвестиций, в регионе созданы для этого специальные структуры, в том числе и Фонд регионального развития. Идет работа на повышение узнаваемости и привлекательности региона.

В настоящее время только по 39 проектам, сопровождаемым Фондом, инвесторы предполагают вложить в Бурятии порядка 60 млрд рублей. И речь идет не о планах, а уже о реализуемых проектах. Нужно понимать, что это не произойдет одномоментно, а растянется по времени на несколько лет.

В рамках концепции «Один пояс — один путь» и подписанного трехстороннего соглашения между Россией Китаем и Монголией в августе 2016 по созданию транспортного коридора уже наблюдается повышение активности инвесторов к Бурятии, поэтому у нас самые оптимистичные ожидания на будущее.

ИА REGNUM : Какие недостатки, недоработки есть в регионе в этом плане?

Вопрос инфраструктурных объектов решается крайне сложно. Это самый главный недостаток.

Еще одна существенная проблема — наличие трех четвертей побережья озера Байкал как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО со стороны Бурятии. С одной стороны, это инвестиционная привлекательность, привлечение туристов в регион. С другой стороны — это повышенные требования с точки зрения экологии. Понятно, что на водосборную территорию накладываются повышенные требования к производству, к чистоте.

Есть еще один момент, который особенно остро встанет в ближайшее время. Недавно в Узбекистане произошла встреча на самом высоком уровне — Россия, Китай и Монголия. Речь на встрече шла об образовании экономического коридора. В Бурятии есть пограничный город Кяхта. Предполагается, что именно через него пройдет основная логистика. Однако город Кяхта является приграничным, соответственно въехать туда не так просто. Российские граждане должны предъявить паспорт, а иностранные — специальное разрешение. Торговлю при таких ограничениях организовать крайне сложно. И эту проблему силами региона также не решишь без принятия соответствующих документов на федеральном уровне.

Кроме того, пропускную способность в Бурятии ограничивает наличие лишь одной железнодорожной ветки, уходящей на Китай и Монголию. Необходимо строительство второй ветки.

Также остро стоит проблема транспортной доступности Бурятии. Авиаперелеты стоят больших денег. И если не будет выравнивания по доступности, мы не сможем привлекать сюда туристов. Опять же, этот вопрос федерального уровня.

В общем, недоработки есть. И они существенные, однако, решить их можно только на федеральном уровне.

ИА REGNUM : Что может заставить бизнес идти в регион с инвестициями?

Во-первых, это инфраструктурная освоенность. Во-вторых, транспортная доступность для населения и бизнеса. В-третьих, стабильная налоговая и финансовая политика. В-четвертых, ясная и понятная инвестиционная политика и правовая база для инвестора, в том числе иностранного. И, наконец, в-пятых, «железобетонная» защищенность инвестиций от политических и экономических изменений.

ИА REGNUM : Что скажете про «Байкальскую гавань»? В состоянии ли бурятская ОЭЗ привлекать инвесторов?

Идея проекта привлекательна инвестору. Месторасположение ОЭЗ выбиралось международным экспертом с мировым именем в области проектирования горнолыжных курортов — компанией Ecosign Mountain Resort Planners Ltd. («Экосайн»).

Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа — фундамент создания и успешного развития в регионе всесезонного туризма как высокоэффективной, масштабной и современной отрасли экономики, рационально использующей природно-рекреационный потенциал республики органично вписывающаяся в высокие экологические требования и ограничения, связанные с оз. Байкал.

Привлекательность Бурятии как туристского региона подтверждается ростом турпотока. Так за последние 10 лет он увеличился по официальным данным более чем в 6 раз — с 150 тыс. туристов 2007 году до 990 тыс. человек в 2015 году. Новая программа «Байкал — великое озеро великой страны», рассчитанная на 2017−2025 годы, должна увеличить турпоток до 5 миллионов.

Говоря о «Байкальской гавани» все уже сегодня ждут на ОЭЗ миллион туристов в год. Но это ожидание, на мой взгляд, неправильное. Нужно понимать, что «Байкальская гавань» — это большой федеральный проект, в его инфраструктуру должны были вложить более 20 миллиардов рублей, в основном речь идет о федеральных средствах.

На сегодняшний день в инфраструктуру нашей ОЭЗ вложено 4,7 млрд рублей. Представьте, что мы строим дом. Он состоит из фундамента и четырех стен, потолка и крыши. Вот и в «Байкальскую гавань» вложено столько, что возведена лишь часть фундамента, на которой невозможно построить дом. Можно ли жить в доме с одной стеной? Нет. Как инвестор будет строить свои объекты, если инфраструктура не готова? На сегодня полная готовность инфраструктуры есть только на одном из пяти участков ОЭЗ. Поэтому говорить, что проект не удался, что он не реализован, — это неправильно, его еще предстоит реализовывать.

«Байкальская гавань» начиналась как федеральный проект. Соотношение инвестиций было следующим: ¾ — это федерация и ¼ это регион с незначительной долей муниципального бюджета. Со стороны региона все обязательства по согласованным объектам выполнены. По инициативе федерации сейчас идет реорганизация всех ОЭЗ, и соответственно приостановлено финансирование объектов. Как дело пойдет дальше, и чем это все закончится, пока неясно.

Читайте также: «Инвестиционная привлекательность Бурятии остается под вопросом»