Официальный Минск желает равноправного сотрудничества с Россией, в том числе по газовому и нефтяному вопросам. Об этом заявил 7 октября Александр Лукашенко, выступая в Национальном собрании Белоруссии, сообщает пресс-служба президента Белоруссии.

Лукашенко констатировал прогресс в переговорах с Россией по газовому вопросу. По его мнению, этому способствовало вмешательство Владимира Путина в «газовый конфликт» и обоснованность позиции официального Минска, которую на переговорах отстаивает зампред Совмина Белоруссии Владимир Семашко.

«В какой-то степени лед тронулся. Семашко докладывал, что есть некие новые предложения. Думаю, что президент России вмешался в этот вопрос. Нам драться из-за этого не следует. Мы люди разумные, готовы, где нужно, отступить, готовы к компромиссам. Но это нужно делать честно», — цитирует Лукашенко президентская пресс-служба.

«Мы должны иметь равноправную основу сотрудничества. Если ее нет, удушается экономика. Упала нефть, притом существенно, падает и газ. И сегодня, по нашему соглашению о равнодоходных ценах, мы должны покупать газ в России по $70», — цитирует Лукашенко госинформагентство БелТА.

«Газ, в отличие от нефти, на мировых рынках не котируется, он привязан к нефти. Нефть была высоко — $120 за баррель, высоко был и газ, — сообщил Лукашенко. — И в этих условиях мы заключили соглашение и перенесли суть белорусско-российского соглашения на Евразийский экономический союз».

По его словам, официальный Минск при расчете за поставки газа с начала года ориентировался на стоимость в $100. Однако Москва посчитала неприемлемой неполную оплату за потреблённую белорусскими госпредпрятиями продукцию «Газпрома», которая продаётся в республике через дочернюю компанию российского холдинга.

«Нас решили наказать: раз вы нам не доплачиваете, мы вам сократим поставки нефти. Но нефть вся не просто под соглашениями, она вся законтрактована под определенную цену. Невозможно смешивать вопросы нефтяные и газовые», — сказал он. По его оценкам, в третьем квартале текущего года белорусская нефтепереработка работает в условиях критического уровня обеспеченности сырьем.

«Что это для нефтяников? Это уничтожение заводов. Нефтеперерабатывающие заводы — это заводы непрерывного цикла, их нельзя не обеспечивать под завязку нефтью», — добавил он.

«Не в бухгалтерии дело. Если начнем считать, какое государство кому дороже, далеко зайдем. Мы этого делать не будем. Мы хотим только равноправного сотрудничества. Будет это, никогда Россия с нами проблем иметь не будет. Даже если у нас к власти придут другие люди, а не Лукашенко, проблем не будет. Потому что интересы наших государств взаимосвязаны», — уверен Лукашенко.

По его мнению, из-за нефтегазового спора нельзя разрушать отношения, которые сложились у Белоруссии и России на протяжении последних десятилетий, так как в результате может появиться брешь, которую потом будет очень сложно заделать. Лукашенко уверен: белорусские гидроэлектростанции — Березовская, Новолукомльская, которые получают газ по $280 должны быть в равных условиях с российскими, которые получают газ по $40−60. Поэтому, считает он, Россия должна отказаться от курса на «удушение» белоруской экономики.

Как сообщало ИА REGNUM, 7 октября в Нацсобрании Александр Лукашенко заявил о возможности покупки иранской нефти. Представители официального Тегерана с удивлением узнали о такой перспективе и отказались комментировать заявление Лукашенко.

Отметим, в Минске уже звучали заявления о перспективах диверсификации поставок нефти с Участием Украины и в качестве альтернативы российскому сырью рассматривалась нефть из Ирана. До этого, во время последней «нефтяной войны» белорусские НПЗ перерабатывали «выгодную» нефть из Азербайджана и Венесуэлы, однако проекты потерпели фиаско. Проработанные в Минске проекты замены поставок российского газа альтернативой из Катара и других стран были отложены до лучших времён.