На Сахалине обсуждают режим работы Свободного порта Корсаков, сообщает корреспондент. И, конечно, те выгоды, которые получит от нововведения и порт, и горожане, и региональный бюджет. Уже сейчас на первый план вышли ключевые проблемы, которые окажут влияние на становление нового Свободного порта, — отсутствие кадров и отечественных инвестиций в обновление флота, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Читайте также: Свободный порт Владивостока отметился 100-й заявкой

Получивший статус порто-франко в начале июля, Корсаков сейчас ждет первых инвесторов. Концепцией развития здесь предусмотрено строительство нового морского вокзала и создание рыбного кластера, который будет включать логистический терминал, холодильник, перерабатывающие мощности, аукционную площадку и судоремонтный завод, сообщили в правительстве региона.

Тем временем моряки, работающие на рыболовецких судах Дальнего Востока, просто показывают на свои старые ржавые БАТМы и шхуны: «На таких ржавых корытах экономических рекордов не поставишь».

Российский рыбопромысловый флот в последние десятилетия являет собой яркий образец того, как, собственно, нельзя обращаться с флотом. Старые суда либо остались от былого могущества Советского Союза, либо, подержанные, приобретены «за недорого» в соседних странах АТР, где судовладельцы своевременно меняют устаревающий флот на более современный и производительный.

Читайте также: Каждому по порто-франко: еще 4 свободных порта появились на Дальнем Востоке

Не секрет и то, что рыбная отрасль испытывает жесточайший дефицит кадров — старые рыбаки на пенсии, те, кто еще работает, стараются уйти в иностранные компании, в сторону, противоположную отечественным причалам, смотрят и курсанты мореходных училищ. Портал Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке в числе наиболее востребованных профессий в регионе указал «капитаны рыбопромысловых судов». Но флоту нужны не только капитаны — нужны все, от грамотных, хорошо подготовленных матросов, боцманов, траловых мастеров, до механиков и электромехаников. «Кадры потеряны» — сетуют профессиональные рыбаки на рыбацких форумах.

Весь флотский Дальний Восток обсуждает статью с говорящим названием — «Страна разбитых посудин», опубликованную интернет-порталом «Стрингер» и широко растиражированную многочисленными интернет-ресурсами.

Автор статьи, исследовав состоянии промыслового флота России, пришел в ужас: «Российский рыбопромысловый флот в последние времена славится не грандиозными объемами вылова или экономическими успехами, а рекордными возрастами траулеров, которые до сих пор держатся на плаву благодаря какому-то чуду. Самое распространённое в Дальневосточном бассейне крупнотоннажное судно — это большой автономный траулер морозильный (БАТМ) типа «Пулковский меридиан». Длина такого судна — 103,7 метра, водоизмещение 5720 тонн, а грузоподъемность — 1364 тонны. Во флоте «Меридианов» числится 44 единицы, а их средний возраст — 28 лет. Уже в 2018 году будут списаны первые пять таких супертраулеров, а к 2025 их останется всего 19».

Региональные власти возлагают надежды на иностранных инвесторов. К проекту «Свободный порт Корсаков» уже проявили интерес рыбопромышленники из Японии и Южной Кореи. Японские рыбаки могут получить квоты на добычу рыбы и прочих морских биоресурсов в обмен на инвестиции.

Читайте также: Новый Свободный порт России: воды нет, света нет, рыба есть, но квот нет

На минувшей неделе президент РФ Владимир Путин подписал закон «О рыболовстве ­и сохранении водных биологических ресурсов» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования­ распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов. «Закон предпола­гает получение квот в обмен на инвестиции. Если инвестор, предприниматель, тот или иной участник экономической деятельности­ получает квоту на право вылова рыбы, то­ вместе с этой квотой он принимает на себя обязательства построить рыбоперерабатыв­ающие мощности в России на Дальнем Восто­ке, либо инвестировать в приобретение судо­в, которые выпускают в России», — уточнил­ глава Минвостокразвития Александр Галушка.

Отметим, что рыбопереработка на Дальнем Востоке станет одной из главных тем Восточного экономического форума, который состоится в сентябре во Владивостоке.

Между тем еще два крупных сахалинских порта — Невельск и Холмск — могут получить статус «Свободных». Основные преимущества таких территорий — налоговые льготы. А режим свободной таможенной зоны позволит ввозить и вывозить продукцию, обрабатываемую на территории порто-франко. Предлагаемые преференции помогут снизить стоимость оборудования, применяемого при организации производств. Кроме того, предусмотрен упрощенный визовый режим для иностранных граждан.

Как сообщало ИА REGNUM, в июле президент РФ Владимир Путин подписал закон о расширении режима Свободного порта на узловые гавани Дальнего Востока, а также ввёл инвестиционные квоты для развития рыбохозяйственной отрасли. Теперь режим порто-франко распространяется на четыре ключевые дальневосточные гавани: в Хабаровском крае — Ванинский муниципальный район, на Сахалине — Корсаковский городской округ, на Камчатке — Петропавловск-Камчатский, в Чукотском автономном округе — Певек. В Свободный порт Владивостока вошёл Лазовский муниципальный район.