Валюта

Значимых изменений с курсом доллара в первой половине июля не произошло — американская валюта продолжает стоить порядка 24,8 гривен. В частности, 18 июля 1 доллар США украинский Национальный банк оценил в 24.8072 грн — это на копейку больше, чем в пятницу, 15 июля.

Аналитики Atlant Finance отмечают, что межбанковском валютном рынке Украины в настоящий момент царит полное спокойствие.

«За счет превышения предложения над спросом и низкой активности участников торгов гривна остается в достаточно узком коридоре. Импортеры не спешат скупать доллар, ожидая его дальнейшего снижения. Экспортеры, которые сейчас выступают главными поставщиками валюты в страну, продают только обязательную часть своей валютной выручки — 65%. Продавать остальное им нет смысла. Да и особо некому — импортеры сейчас в силу особенностей сезона не генерируют большой спрос на валюту. НБУ в ход торгов не вмешивался и на рынок с аукционами не выходил», — отмечают эксперты. Вместе с тем, они подчеркивают — если переговоры с МВФ приведут к позитивному результату, гривна может укрепиться еще сильнее.

Финансовый эксперт, управляющий партнер компании «Capital Times» Эрик Найман считает, что затишье временное, а в длительное укрепление гривны даже украинский Нацбанк не верит.

«Национальный банк не верит, что такая идиллия продлится очень долго. И сам Нацбанк методично выкупает доллары. На валютном рынке действует очень простое правило: следуйте за лидером. В данном случае — за Центробанком. Центральный банк и госбанки, тот же Ощадбанк, стали выкупать доллары, как только курс опустился ниже 25 грн за доллар», — заявил аналитик на пресс-конференции.

Найман считает, что большой девальвации ждать не стоит, и базовый прогноз — 27 грн за доллар — на конец года, около 10% больше, чем текущий.

«Нацбанк сохраняет валютные ограничения, вывезти или купить доллары в больших объемах либо невозможно либо очень сложно. Во-вторых, проводится достаточно взвешенная монетарная политика, и крупной эмиссии гривны, к счастью, пока не было», — пояснил он, однако не исключил повторения новогодней «валютной турбулентности».

«Возникают опасения, что с возможным увеличением бюджетного дефицита, который не удается побороть, и номинальный ВВП ниже на 100−150 млрд грн ниже запланированного, это недодаст в бюджет порядка 40−45 миллиардов гривен, а значит эти деньги, наверное, придется допечатать… В некоторой мере, может повториться история января 2016 года, когда казначейство в последние дни 2015 года выбросило на рынок порядка 30 миллиардов гривен, которые привели к валютной турбулентности января», — прогнозирует Найман.

Тарифы ЖКХ

Местные власти на Украине категорически отказываются выполнять решения центральных органов в Киеве насчет повышения тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Соответствующие моратории уже приняли в Киеве, Днепре, Житомире и Львове. Львовские депутаты обратились к президенту, премьер-министру и председателю Верховной рады с требованием пересмотреть государственную политику по формированию тарифов, напомнив, что минимальная заработная плата на Украине составляет 1450 грн, а только на оплату ЖКХ теперь надо гораздо больше. Что же касается Киева — здесь и так долги по жилищно-коммунальным платежам составляют более 1 млрд грн.

«Повышение тарифов несет угрозу для жилищно-коммунальной системы. В городе Киеве есть, к сожалению, долг по платежам — более 1 млрд грн за жилищно-коммунальные услуги. Повышение тарифов может привести к кратному росту данного долга», — сказал Кличко в интервью каналу «112 Украина».

Кстати, согласно официальной статистике, на начало лета задолженность населения за коммунальные услуги приближается к 14 млрд гривен, а по расчетам специалистов, к концу года этот долг достигнет уже 22 млрд гривен.

6 июля в центре Киева прошел массовый марш против повышения цен на коммунальные услуги, в котором приняли участие порядка 20 тыс. человек. Митингующие требовали экономически обоснованных тарифов и снижения стоимости газа и воды, сначала — перехода на европейские зарплаты, а потом — на европейские цены.

Несмотря на это, премьер-министр Гройсман дал понять, что обратного хода по тарифам не будет.

«Не нужно принимать никаких решений с точки зрения городских советов, потому что они не действуют. Насколько я понимаю, они приняли решение не поднимать цену на тепло до 1 октября — но отопительный сезон только начинается с 15 октября. Депутаты Киевсовета попытались умышленно обмануть киевлян как своих избирателей — вместо того чтобы жителям столицы оформить жилищные субсидии, а также вложить деньги в энергомодернизацию», — заявил глава правительства.

«Тут имеет место не очень честная позиция по отношению к украинцам. Если любой городской совет считает, что он хочет компенсировать этот тариф — они могут это делать из собственного бюджета», — подчеркнул премьер. Гройсман также в очередной раз отметил, что государство обеспечит социальную защиту населения в вопросе компенсаций за оплату тарифов.

«Заявления о том, что государство услышит и спасет каждого, извините, это чистой воды неправда. И Минсоцполитики говорит, что размер субсидии должен будет увеличиться до 80 миллиардов гривен, но изменений в бюджет никто не вносит — как было 40 миллиардов, так и осталось. То есть чистый популизм, как и заявление КГГА, которое противоречит действующему законодательству», — заявил в эфире «Голоса столицы» эксперт Валентин Землянский.

Он назвал происходящее с тарифами на Украине «социальным дарвинизмом».

«Это социальный эксперимент, который проводится над украинскими потребителями. Более того, прогноз Минэкономразвития на следующий год предполагает рост тарифов с апреля 2017 года еще на 25% в связи с тем, что котировки нефти изменятся и изменится цена газа на хабе, на который ориентируется Украина. Тогда мы получим тарифы выше 8 тысяч гривен. При этом Гройсман говорит: мы обещаем рост уровня доходов до европейского уровня, а тарифы европейские мы устанавливаем уже сейчас. Может, нужно было сделать наоборот?», — задался вопросом Землянский.

МВФ и Украина

Международный валютный фонд, ранее обещавший Украине транш в 1,7 млрд долларов в июле, потом обещавший уже 1 млрд долларов в июле, сейчас допускает возможность очередного переноса выделения Киеву денег.

«Рассмотрение все ещё может пройти в июле, дискуссии очень близки к завершению. Однако если они затянутся, то это может случиться после отдыха совета директоров», — сказал спикер фонда Джерри Райс.

А дело в том, что Украина не выполнила все взятые на себя обязательства для получения очередного транша. 14 июля директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что речь идет о «технических вопросах», но не уточнила, каких именно.

«Существует еще несколько нерешенных технических вопросов в рамках принятых Украиной обязательств, которые мы вместе обсудили. Их необходимо решить, поскольку мы не можем иметь наполовину выполненную программу и надеяться, что она будет работать. Работа должна быть завершена, и мы полны надежд, что президент Петр Порошенко и новый премьер-министр прислушаются к этому, чтобы выполнить последние требования, которые Украина должна выполнить», — сказала Лагард.

Вместе с тем, представитель МВФ отметила, что Украина «очень близка» к завершению второго пересмотра программы и уже выполнила большинство своих обязательств — «но лишь после их полной реализации совет директоров МВФ рассмотрит вопрос о продолжении сотрудничества».

Между тем, украинский министр финансов Александр Данилюк излучает оптимизм — до конца года возможно получение Украиной $4,3 млрд, заявил чиновник.

«По МВФ у нас есть предварительный план — это $4,3 млрд в трех траншах, и мы рассчитываем получить все три… Для этого будет проведена оценка проведения Украиной реформ и это станет позитивным сигналом для других международных финансовых организаций и иностранных инвесторов», — заявил Данилюк. Он отметил, что сохраняется вероятность того, что МВФ все же рассмотрит украинский вопрос в июле, если же нет — то все откладывается на конец августа.

Приватизация ОПЗ

Политики хотят расшатать процесс приватизации Одесского припортового завода, заявил вице-премьер, глава Минэкономразвития Степан Кубив.

Напомним, продажа крупнейшего химического предприятия Украины намечена на 26 июля, процесс сравнивают с продажей Криворожстали в 2005 году. Более того, продажа ОПЗ должна положить начало т.н. «большой приватизации», запланированной правительством Гройсмана.

«А деньги от приватизации завода уже заложены в госбюджет. 15 млрд грн, которые должно получить государство после приватизации ОПЗ, заложены в бюджет», — сказал Кубив.

Видимо, представитель правительства имел ввиду, что 14 июля в Антикоррупционной прокуратуре сообщили о задержании главы набсовета ОПЗ, первого зампреда правления «Нафтогаза» Сергея Переломы и замдиректора ОПЗ Николая Щурикова — по делу о растрате средств предприятия. Сейчас суд избирает задержанным меру пресечения — прочем в процессе активно участвуют и депутаты Рады, и губернатор Одесской области Михаил Саакашвили.

Напомним, в мае Кабинет министров официально утвердил основные условия приватизации и обязанности покупателя Одесского припортового завода, а также стартовую цену акций компании в 13,175 млрд грн — около $520 млн. По данным СМИ и экспертов, потенциальными покупателями госпакета акций завода считают норвежскую компанию Yara, американские IBЕ Trade, Koch Fertilizers, CF Industries и польскую Ciech, а вот российский капитал к участию в конкурсе не допущен.

13 июля глава Фонда государственного имущества Украины Игорь Билоус, ранее уверявший, что недостатка в покупателях нет, внезапно заявил, что допускает повторное проведение конкурса по ОПЗ.

«Если вдруг заявок будет немного или рабочая группа после изучения пакета документов не даст интересантам разрешения на участие, второй конкурс можно будет провести осенью — уже с учетом сегодняшнего опыта», — отметил Билоус, подчеркнув, что фонд не будет проводить приватизацию ОПЗ «любой ценой».

Чиновник также сообщил, что у потенциальных покупателей «возникают вопросы» по снижению стартовой цены пакета акций завода и предоставлению налоговых льгот.

Премьер Гройсман допускал попытки блокировать процесс продажи ОПЗ — «но это все равно, что становиться против природы». «Поэтому я бы не советовал никому играть в эти прихоти, поскольку ни к чему хорошему для тех, кто это инициирует, не приведет. Старая система начинает проигрывать новой, это очень важно», — заявил глава украинского правительства.

Отдельные депутаты при этом не считают принципиальным, сколько именно получит Украина в результате такой сделки.

«Я бы здесь ставил вопрос не сколько мы получим от этой приватизации, а сколько будущий инвестор вложит инвестиций в это предприятие, сколько он будет платить налогов, сколько создаст рабочих мест? Это прежде всего сейчас нужно Украине, а не говорить о том, насколько мы там миллионов или миллиардов получим меньше. Нам нужны рабочие места, нам нужно увеличивать свой экспортный потенциал, это абсолютно экспортоориентированное предприятие», — заявил депутат Олег Медуница в эфире телеканала 112.

Тотальная бедность

Доля украинских домохозяйств, субъективно относящих себя к бедной части населения, увеличилась в 2015 году в 1,3 раза сравнительно с 2008 годом, с 56,9 до почти трех четвертей — 72,3%, свидетельствуют данные украинского госстата.

Доля считающих себя средним классом сократилась в 2,7 раза — с 1,9% в 2008 г. до 0,7% в 2015-м.

В полтора раза сократилась доля домохозяйств, относящих себя к «промежуточной категории» между не бедными, но и не средним классом — с 41,2% до 27%.

Отвечая на вопрос, как изменилось их материальное благосостояние по сравнению с предыдущим, 2014-м, годом, лишь 4,4% домохозяйств заявили, что оно улучшилось или «скорее улучшилось», 30% — не изменилось, а две трети (65,7%) считают, что оно ухудшилось или скорее ухудшилось. Важно, что надежды на рост доходов почти ни у кого нет.

А вот в правительстве Украины свои методы: только если увеличить цену на газ для населения, можно побороть на Украине бедность — об свидетельствует опыт таких стран, как Польша и Словакия. Такое мнение в интервью «2000» высказал министр социальной политики Украины Андрей Рева.

«Почему в Польше все появилось? Потому что когда встал вопрос — что делать, они отпустили цену на газ. Она взлетела до определенного уровня, а потом замерла. Рынок сказал — вот ее предел. А все деньги, которые были, направили на повышение зарплат и пенсий. Поляки боролись с бедностью, а не с тарифами. И через некоторое время зарплаты и пенсии обогнали тарифы… Бальцерович удивляется: «Что вы делаете 25 лет? Вы боретесь с тарифом, пытаетесь подогнать его под бедность населения и все финансовые ресурсы тратите только на это. У вас на борьбу с бедностью денег уже не хватает. И никогда не хватит. Вы опускаете тариф, думаете — где еще взять денег, а он все равно идет вверх. Так отпустите его! А деньги дайте людям. Все!» — рассказал Рева.