Новый Свободный порт России: воды нет, света нет, рыба есть, но квот нет
Хабаровск, 15 июля, 2016, 13:51 — ИА Регнум. В новом Свободном порту России — Ванино ветхие электросети и водовод. Заходящие в порт суда просят запасаться водой по ночам, иначе в дневное время без водоснабжения может остаться все население порто-франко. Помимо этого, на побережье Татарского пролива остро стоит проблема отсутствия современных полигонов ТБО. ДВЖД не справляется с потребностями уже существующих грузопотоков, автомобильную дорогу, связывающую Свободный порт с краевой столицей, строят уже второй десяток лет, а авиаперевозки дотируются из регионального бюджета. Всеми этими проблемами встретили Свободный порт Ванино и портовая особая экономическая зона Советская Гавань губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, предает корреспондент ИА REGNUM.
Читайте также: Новый Свободный порт Ванино инспектируют власти региона
Губернатор сразу обозначил очевидные успехи — создание ТОР «Хабаровск» и ТОР «Комсомольск», которые стали первыми в России. Интерес инвесторов к Хабаровскому краю в общем и к побережью Татарского пролива в частности, реализацию масштабных даже по федеральным меркам проектов, таких, как строительство мощных угольных портов мирового уровня в Ванино и ТЭЦ в Советской Гавани, развитие малого и среднего, но, по выражению главы региона, «очень наукоемкого бизнеса в Советской Гавани», занятого разведением краба. Такому бизнесу глава региона пообещал безусловную и всестороннюю поддержку.
Особое внимание председатель краевого правительства уделил проблемам территорий — как тем, которые имеют объективные причины, так и тем, которые напрямую связаны с недоработками местных властей.
Читайте также: Свободный порт в Хабаровском крае: рыба, сахар, уголь и туризм
Порто-франко с ветхими сетями
Одна из таких проблем дала о себе знать как раз во время визита губернатора на побережье. Вечером 14 июля в домах жителей Свободного порта Ванино погас свет. Часть территории оставалась без электричества и 15 июля. Причина — ветхие электросети, как местные, так и краевые. «Программы есть, они давно разработаны, но денег на их реализацию нет» — говорят чиновники.
Еще одна проблема Свободного порта Ванино — ветхий, давно требующий реконструкции водовод. По словам главы Ванинского района Николая Ожаровского, «ситуация на сегодняшний день такова, что мы вынуждены просить заходящие в порт суда бункероваться водой по ночам, чтобы днем не оставить без воды население».
Губернатор пообещал помощь в решении этих вопросов: «Попробуем войти в федеральные программы, проблемы эти необходимо решать, мы их будем решать».
Еще одна многолетняя проблема побережья — полигоны для сбора бытовых отходов — наконец сдвинулась с мертвой точки. В Советской Гавани строительство полигона уже ведется, в Ванино такой объект проектируется. Проблема между тем многолетняя — так, мусорная свалка в Ванино была создана еще в 70-е годы прошлого века и базируется над бухтой Ванино, под открытым небом. При таянии снега и осадках загрязненные воды стекают в бухту, имеющую рыбохозяйственное значение. Современные лицензированные полигоны для сбора ТБО необходимы и крупному развивающемуся бизнесу, у которого вывоз отходов производства строго регламентирован действующим законодательством.
Кроме морского пути Свободному порту необходимы современные авто, железнодорожное и авиасообщение
Еще одна болевая точка побережья Татарского пролива — железнодорожное, автомобильное и авиасообщение. Два прибрежных района — Ванинский и Советско-Гаванский — не зря считаются отдаленными. Есть серьезная проблема с пропускной способностью ДВЖД, бизнесу для полноценного развития необходимо, чтобы железнодорожники провозили 80 миллионов тонн. Цифра сегодняшнего дня — 40 миллионов.
Один из главных долгостроев побережья — автомобильная трасса Лидога — Ванино, связывающая побережье с краевой столицей и остальной Россией. Строительство трассы началось в середине 90-х годов прошлого века. И хотя большая часть трассы уже построена, строительство все еще не завершено.
Сохраняется проблема и с загруженностью аэропорта Советская Гавань. Пока, по словам губернатора, рейсы дотирует краевой бюджет.
«Мы пока содержим эти рейсы. Но это пока у нас есть такая возможность. Завтра деньги кончатся — мы прекратим это делать. Поэтому на сегодняшний день задача местных властей, бизнеса — работать в этом направлении более активно. Привлекайте инвесторов, давайте свои идеи, предложения, тут нужна более активная работа», — подчеркнул глава региона.
Рыба есть, квот нет — губернатор спешит на помощь
Одна из наболевших проблем рыбодобывающей отрасли прозвучала из уст руководителей рыболовецких предприятий. ТИНРО вновь, не в первый уже раз, ошибся в прогнозах в сторону уменьшения количества рыбы. В результате губернатору пришлось экстренно решать вопрос об увеличении квот местным предприятиям.
«Я дал поручение сделать это немедленно, прямо сегодня», — подчеркнул Вячеслав Шпорт.
Рыбный день, как известно, кормит весь последующий финансовый год. А ошибки в прогнозах у ТИНРО случаются не впервые. В результате рыбопромысловые компании теряют прибыль, а их работники, заработок которых напрямую зависит от количества добытой рыбы, теряют доход. Общее мнение рыбодобытчиков — решать постоянно такие жизненно важные для региона вопросы в авральном порядке — никуда не годится.
Персональные поручения главам
Еще один важный вопрос — обеспечение населения рабочими местами — обсудили на совещании. Здесь два прибрежных района, на которые сегодня возлагаются большие надежды, разнятся.
Так, в Ванино уровень безработицы самый низкий в Хабаровском крае и вообще — практически стремится к нулю. Благодаря, конечно, уже действующим и строящимся крупным портам. Средняя заработная плата в районе также одна из самых высоких в регионе — 44,6 тысячи рублей. Причем прослеживается устойчивая тенденция к увеличению количества новых рабочих мест. В начале следующего года, с вводом в эксплуатацию новой железнодорожной инфраструктуры АО «Дальтрансуголь» СУЭК, в районе будет создано порядка 100 новых рабочих мест — как в АО «Дальтрансуголь», так и в ОАО «РЖД».
Иная ситуация в Советской Гавани. Здесь уровень безработицы, напротив, один из самых высоких в крае. И хотя глава региона отметил работу местных властей по сокращению числа безработных, все же указал на явные недоработки:
«У вас ведется строительство новой ТЭЦ. Там местных работает от силы процентов 30. Я вам даю персональное поручение — вы пофамильно должны знать местных людей, которые хотят получить там работу! Сначала трудоустраивайте своих. Если не хватает ресурсов на месте, только тогда привозите из других регионов. 700 новых рабочих мест создано, а местные все равно без работы», — обратился губернатор к главе Советско-Гаванского района Юрию Бухрякову.
И власти Свободного порта Ванино, и ПОЭЗ Советская Гавань подверглись резкой критике главы региона за плохую работу многофункциональных центров.
«У нас всего два таких района, Ванинский и Советско-Гаванский, где удовлетворенность населения работой МФЦ всего 9%. У нас по краю 29 МФЦ, и мы считаем это недостаточным, — подчеркнул Вячеслав Шпорт. — Если людей что-то не устраивает, если им неудобно, выясняйте, работайте. Но люди не должны стоять в очередях, тратить свое рабочее время на беготню по кабинетам».