Сумма задолженности по зарплатам в России выросла в два раза за последние полтора года. При этом на фоне углубляющегося экономического кризиса объемы долгов предприятий перед работниками продолжат устойчиво расти. Такое мнение высказал 5 июля корреспонденту ИА REGNUM глава Центра экономических и политических реформ Николай Миронов, комментируя слова вице-премьера правительства Ольги Голодец о том, что в России в настоящее время нет роста задолженности по зарплатам.

«Вице-премьер правительства Ольга Голодец сообщила, что в России не растет задолженность по заработной плате. При этом конкретных цифр, а также периода, о котором идет речь, Голодец не называет», — заявил Миронов.

«По данным Росстата на 1 июня 2016 года, суммарная задолженность по зарплатам в России по отношению к 1 мая 2016 года действительно не выросла и даже немного снизилась», — отметил эксперт.

«Однако если рассматривать более широкий временной отрезок — хотя бы с начала 2015 года — можно заметить общий рост суммарной задолженности в рублях при отдельных колебаниях», — добавил он.

Так, в частности, на 1 января 2015 года суммарная задолженность по зарплате составила 2 млрд 6 млн рублей, а на 1 июня 2016 — уже 4 млрд 4 млн рублей. При этом последние полгода динамика суммарной задолженности характеризуется резкими колебаниями, подчеркнул глава ЦЭПР.

На 1 ноября 2015 года объем долгов перед работниками составил 3 млрд 505 млн рублей, после этого за месяц его рост составил почти 400 млн рублей. 1 января 2016 года ознаменовалось значительным снижением задолженности — до 3 млрд 572 млн рублей, после чего показатель вновь резко возрос, опередив все предыдущие значений, до 4 млрд 332 млн рублей.

Последние же два месяца уровень долга стабилизировался на уровне чуть выше 4 млрд рублей после очередного резкого падения в апреле с значения 4 млрд 471 млн рублей.

Между тем, за последнее время можно было наблюдать устойчивый рост трудовых протестов, подчеркнул Миронов: «ЦЭПР зафиксировал во II квартале рост числа трудовых протестов — на 12 случаев. То есть более чем на четверть больше, чем в I квартале».

Рост протестности в трудовой сфере вполне объясним, заметил политолог:

«Во-первых, что касается протестов из-за задержки зарплаты, то даже при условии «стабильной ситуации» с задолженностью, о которой говорит вице-премьер, нужно учитывать, что в целом сумма задолженности велика — более 4 млрд рублей — и значительного ее снижения не наблюдалось. Так что закономерно, что у людей копится недовольство и имеются поводы для трудовых протестов», — заявил Миронов.

«Во-вторых, невыплаты зарплат являются не единственным, хоть и наиболее важным, поводом для протестов: люди также протестуют против уже проводящихся или планируемых массовых увольнений, сокращений рабочего времени, урезания премиальных выплат, нарушений условий коллективного трудового договора и так далее», — продолжил политолог.

Это обусловлено тем, что экономический кризис в действительности продолжает углубляться, подчеркнул глава ЦЭПР: «предприятия продолжают проводят сокращение штатов, переходят на неполную рабочую неделю, прекращают платить премии».

«Таким образом, следует понимать, что количество трудовых протестов зависит далеко не только от задержек зарплат и тем более не от суммарной задолженности по зарплате, которую фиксируют и публикуют органы официальной статистики», — заключил Миронов.

4 июля вице-премьер Ольга Голодец заявила, что в России в настоящее время нет роста задолженностей по зарплатам. В частности, она сказала, что в настоящее время «ситуация стабильная, у нас есть задолженность, но она не растет».