Несмотря на то, что налоговый маневр, предпринятый правительством Российской Федерации, состоялся, его результаты сложно трактовать однозначно. Решить одну из главных задач «налогового маневра» — снижения налоговой нагрузки на добычу нефти в полной мере пока не удалось, заявила завкафедрой налогов и налогообложения РЭУ им. Г.В. Плеханова Любовь Чайковская, комментируя корреспонденту ИА REGNUM влияние «налогового маневра» на экономику России.

«Изначально идея «налогового маневра» заключалась в оптимизации налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор с целью ускорения модернизации нефтеперерабатывающих производств. Он рассматривался как ответная реакция со стороны правительства Российской Федерации на сложившуюся ситуацию в нефтяной отрасли. В момент принятия такое решение было оправдано. Однако уже сегодня видно, что существенного снижения налоговой нагрузки и улучшения условий для дальнейшего развития нефтяной отрасли не произошло. Одной из причин такого положения является стратегическая недооценка на момент принятия решения о «налоговом маневре» влияния таких макроэкономических факторов, как международные санкции, изменение структуры экспорта-импорта, изменение мировых цен на нефть и соответствующая реакция бизнеса на такого рода изменения», — пояснила Чайковская.

«В первую очередь, следует отметить, что изменение структуры налогообложения привело к перераспределению бюджетных доходов и далеко не в пользу региональных и местных бюджетов, что приводит появлению значительных выпадающих доходов местных бюджетов. Выпадение доходов означает сокращение или даже полное закрытие ряда социально значимых программ регионального и местного развития, в качестве источников финансирования которых были заложены указанные доходы», — отметила эксперт.

«Предполагаемый положительный эффект от снижения экспортных пошлин на нефть оказался нивелирован одновременным резким ростом НДПИ. В результате вместо ожидаемого снижения налоговых платежей у нефтяного бизнеса стали изыматься в бюджет дополнительные денежные средства. Увеличение НДПИ автоматически повлекло за собой также рост налоговых платежей по НДС, и общая налоговая нагрузка на отрасль даже увеличилась. В сложившихся условиях это приводит к росту оттока денежных средств из нефтяной отрасли», — считает Чайковская.

«Учитывая, что сама по себе существующая система взимания НДПИ является депрессивной системой налогообложения, увеличение налоговой ставки, происходящее с одновременным ростом налоговой базы, ведет к такой ситуации, при которой при каждом последующем приросте величина исчисляемого налога (НДПИ) оказывается больше предыдущей. Таким образом, сегодня в ходе «налогового маневра» решается исключительно фискальная функция налогообложения в ущерб стимулирующей, позволяющей отрасли планомерно развиваться», — подчеркнула эксперт.

«Реализуемое в рамках «налогового маневра» снижение экспортных пошлин способно в дальнейшем оказать негативное влияние на инвестиционный потенциал нефтедобывающей отрасли, которая сегодня находится в состоянии стагнации. Низкие налоговые стимулируют экспорт продуктов нефтедобычи, нежели результатов их последующей глубокой переработки, производство которых требует использования высокотехнологичного дорогостоящего оборудования, приобретаемого в рамках реализации инвестиционных программ», — сказала Чайковская.

«В условиях, когда, по-прежнему, выгоднее экспортировать сырую нефть, чем перерабатывать её, и при наличии дефицита инвестиционных ресурсов многие нефтяные компании вынуждены будут сократить свою инвестиционную активность в этом направлении. Внутренний рынок, в значительной мере ориентированный на продукцию глубокой первичной переработки от этого вряд ли выиграет. Изменение структуры налогообложения уже сейчас приводит к внутреннему росту цен на топливо», — высказала свое мнение эксперт.

Читайте также: Налоговый маневр для нефтяной отрасли требует корректировок — Сечин