Традиционно в роли драйверов экономического роста в России выступают потребление домохозяйств, инвестиционные и государственные расходы, а также чистый экспорт страны. Ожидать ощутимых импульсов от этих факторов в 2016 году не стоит, заявила доцент кафедры Экономической теории «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Ирина Комарова, комментируя корреспонденту ИА REGNUM перспективы роста ВВП в России.

«Доказательством этого является их негативная динамика как в прошедшем 2015 году, так и в текущем 2016 году:

1.Резкое сокращение потребительского спроса, наблюдавшееся в 2015 году и продолжившееся в 2016 году, связано в первую очередь с резким падением реальных зарплат и доходов населения. Реальные доходы населения за I квартал 2016 г. снизились в среднем на 4%. При этом индекс потребительской уверенности россиян, являющийся индикатором настроений на потребительском рынке, в первом квартале 2016 года снизился на 4 процентных пункта и составил минус 30%, что подтверждает прогнозы о дальнейшем падении потребительской активности. Вспоминая заветы Дж. М. Кейнса, доказавшего, что снижение расходов мультипликативно сокращает совокупный продукт, можно заключить, что падение ВВП в этих условиях неизбежно.

2.Инвестиционные расходы продолжают сокращаться уже четвертый год подряд. В 2015 г. инвестиции в основной капитал сократились на 8,4%, в I квартале 2016 г. их негативная динамика сохранилась. Среди основных причин торможения инвестиционной активности можно указать высокий уровень экономической неопределенности (подтверждается негативной динамикой индексов предпринимательской уверенности Росстата и индексом PMI — Purchasing Managers' Index), а также ограничения источников финансирования инвестиционной деятельности (возможности заимствований кредитных ресурсов за рубежом ограничены, а российские банки предоставляют инвестиционные кредиты по сверхвысоким процентным ставкам, подчас превышающим рентабельность бизнеса). Столь низкий уровень инвестиционных расходов, в конечном счете, приведет к ослаблению перспектив экономического роста не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе.

3.Истощение бюджетных резервов в 2015—2016 гг., неопределенность в отношении будущих бюджетных доходов, обусловленная волатильностью нефтяных цен, ставит перед необходимостью сокращения государственных расходов и изменения бюджетного правила. В основных направлениях деятельности правительства РФ на период до 2018 года определен целевой ориентир доли расходов консолидированного бюджета в ВВП на уровне 35%, что примерно на 3 процентных пункта ниже значения 2014 года (38,1% ВВП).

4.Чистый экспорт не только не смог компенсировать негативного воздействия вышеописанных факторов, но и сам оказался в минусе в начале 2016 г. Так, в январе-феврале 2016 г. экспорт товаров (в фактически действующих ценах, в млрд. долл.) составил лишь 65% по отношению к соответствующему периоду 2015 года, а импорт — 81,9%. Таким образом, экспорт упал намного сильнее импорта, что внесло негативный вклад в динамику ВВП. Есть вероятность, что ослабление рубля даст некоторое ценовое преимущество для торгуемых отраслей (как это было в 2015 г., когда увеличился экспорт продукции горнодобывающей, химической промышленности и машиностроения), однако ожидать ощутимого вклада в ВВП не приходится.

Индекс промышленного развития, позволяющий оценить состояние реального сектора российской экономики, в 2015 г. сократился на 3,4%, в I квартале 2016 г. — на 0,6%. Барьерами для развития промышленного производства по-прежнему выступают снижение потребительского спроса и сокращение инвестиций в основной капитал.

В целом, падение ВВП в 2016 г. может составить 1−2,5%. И МВФ, и Всемирный Банк в апреле 2016 года ухудшили свои предыдущие прогнозы о динамике ВВП России в 2016 году. МВФ теперь прогнозирует спад 1,8% (вместо 1% в январе). Больший спад среди постсоветских стран прогнозируется лишь для Азербайджана (3%), и Беларуси (2,7%). Прогноз Всемирного Банка аналогичен: спад составит 1,9% в текущем году.

Использовать инструменты активной бюджетной политики (рост государственных расходов и сокращение налогов) для развития экономики в нынешних условиях не представляется возможным. Перспективы расширения расходов бюджета ограничиваются сокращением поступлений нефтегазовых доходов. В федеральном бюджете на 2016 г. уже заложен дефицит в размере 3% ВВП, который будет покрываться за счет средств Резервного фонда. При этом Минфин уже заявил, что если расходы бюджета не будут пересмотрены, то в течение 5−7 лет дефицит бюджетной системы РФ будет составлять 7−8% ВВП и более.

Инерционная политика, в свою очередь, будет оказывать сдерживающее воздействие на экономический рост: сокращение государственных расходов приведет к мультипликативному сокращению совокупного продукта, что в свою очередь, снизит налоговые поступления и соответственно доходную часть бюджета, а сокращение доходной части бюджета в еще большей степени, чем первоначально, снизит возможности проведения активной политики», — высказала свое мнение Комарова.

«В этих условиях особое внимание следует уделить стимулирующим возможностям денежно-кредитной политики. В соответствии с «Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов», Банк России планирует в 2016 г. смягчение денежно-кредитной политики (в первую очередь, посредством снижения ключевой ставки) при условии снижения уровня инфляции и инфляционных ожиданий», — резюмировала эксперт.

Как сообщает ИА REGNUM, экономический совет при президенте РФ планирует обсудить перспективы роста ВВП. Заседание, посвященное этому вопросу, пройдет 25 мая.