«А уголь возить на верблюдах?»: К разрыву ж/д сообщения Украины с Донбассом

В Киеве на разных уровнях обсуждается вопрос разрыва железнодорожного сообщения республиками Донбасса, однако официального решения по этому вопросу на сегодня нет

Киев, 18 марта 2016, 12:33 — REGNUM  Украине не стоит разрывать железнодорожное сообщение с неподконтрольным Киеву Донбассом, заявил и.о. главы правления госкомпании «Укрзализниця» Александр Завгородний в письме к Совету национальной безопасности и обороны Украины.

Чиновник попросил СНБО, секретарем которого является Александр Турчинов, сохранить железнодорожное сообщение с предприятиями, которые находятся в республиках Донбасса. По его словам, в компании готовы предложить четкий механизм по защите от несанкционированного доступа представителей ДНР и ЛНР к украинской железной дороге. В частности, создается специальный филиал «Укрзализныци» вместо «Донецкой железной дороги» — в его составе должны создать Донецкую и Луганскую дирекции железнодорожных перевозок. И вот они должны управлять всеми ресурсами «Укрзализныци» на неподконтролльных территориях, и контролировать перевозки грузов с ДНР-ЛНР на Украину. Оплата должна проводиться на подконтрольной Киеву территории.

В СНБО же кратко отметили, что при соблюдении таких условий не видят угрозы от железнодорожного сообщения с ДНР-ЛНР. Однако итогового официального решения по данному вопросу на сегодня нет.

Дело в том, что согласно постановлению Кабинета министров Украины о реорганизации украинской железной дороги, кроме прочего, предусматривается ликвидацию госпредприятия «Донецкая железная дорога» с марта 2016 года, что означает полную остановку финансирования предприятия и его отключение от системы диспетчеризации Украины.

В начале марта народный депутат Верховной рады Владимир Гусак заявлял, что из-за формальной ликвидации «Донецкой железной дороги» есть риск прекращения всего ж/д сообщения с ДНР-ЛНР, а это принесет Украине серьезные убытки.

«Сложность заключается в том, что «Укрзализныця» не выплачивает деньги на железной дороге за уже осуществленные перевозки, а та, в свою очередь, не сможет выплатить заработную плату работникам. Если ситуация не изменится, есть риск полной остановки железнодорожных перевозок», — сказал Гусак.

«Если ликвидируют Донецкую железную дорогу, это фактически означает, что около 100. 000 людей потеряют работу, и вряд ли они смогут найти какую-то другую… К тому же, почти все предприятия горно-металлургического комплекса являются градообразующими, и практически все эти города станут «городами-призраками», как говорится», — заявил председатель правления Федерации металлургов Украины Сергей Беленький. «Кроме того, бюджет Украины будет недополучать колоссальные средства. Только сама Донецкая железная дорога ежегодно зарабатывает на перевозках около 3,5 миллиардов гривен. А предприятия горно-металлургического комплекса, расположенные на неподконтрольных территориях, ежемесячно приносят более 110-ти миллионов долларов валютной выручки. Из-за остановки перевозок также могут возникнуть проблемы с поставками угля на электростанции — может остаться без угля половина украинских теплоэлектростанций. Например, Луганская ТЭС полностью прекратит свою работу всего через 20 дней. Из-за этого миллион жителей Луганской области рискуют вообще лишиться электроэнергии», — предупреждают в федерации.

С такой оценкой согласны и в ДНР. «Украина упускает какую-либо связь с нашей территорией и от этого сильно пострадает — потеряет 110 миллионов долларов валютной выручки в месяц. Это доходы предприятий, которые все еще осуществляют деятельность в правовом поле Украины… Убытки еще больше усугубят вялотекущий кризис на Украине. Украина добровольно передает нам промышленность и дорогу, и у нас появляется потенциал для самостоятельной политики», — заявил министр транспорта ДНР Семен Кузьменко.

В свою очередь в украинском Минэкономики говорят, что вариант разрыва сообщения с Донбассом пока даже не просчитывался в правительстве.

«Вопрос, касающийся приостановки решения о прекращении ж/д сообщения мы будем обсуждать в зависимости от результатов расчетов, на данный момент такие разговоры не ведутся», — заявила журналистам первый заместитель министра экономики Украины Юлия Ковалив.

Однако в экспертной среде многие действительно склоняются к необходимости разрыва отношений между Украиной и территориями ЛДНР, — заявил в комментарии ИА REGNUM глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. По его словам, в первую очередь серьезно пострадают энергетика и металлургия, однако Киев может пойти на такие убытки из политической целесообразности.

«С оккупированного Донбасса на украинскую территорию разными каналами поступают оружие и сепаратисты. Украинская власть вынуждена защищаться и максимально закрывать возможные каналы поставок на Украину вредных элементов. Когда разрываются любые хозяйственные связи — это приносит прямые экономические потери обеим сторонам. От любых санкций всегда симметрично теряют обе стороны. Сейчас разрыв железнодорожного сообщения — вопрос не экономики, а военно-политическая необходимость. Там идут не только товары, но и оружие. Железнодорожное сообщение с ДНР и ЛНР нужно прекращать, потому что нельзя финансово поддерживать агрессора. Если мы поддерживаем товарооборотом ДНР и ЛНР, мы даем им финансовую почву для ведения боевых действий. Если будет полностью прекращено сообщение, это потери для обеих сторон в размерах десятков миллиардов гривен. Прежде всего, пострадает энергетическая отрасль. Сегодня для Украины Донбасс — это уголь и металлопрокат. В остальном Украина находит другие источники поставок» — сказал Новак.

А вот экономический эксперт Юрий Гаврилечко уверен, что особых убытков украинская экономика не понесет.

«Конечно, такой разрыв возможен. Зачем это сообщение нужно, если на неподконтрольных территориях может производиться все, что угодно и попадать сюда контрабандой, как и отсюда? Услуги СБУ по крышеванию контрабанды фурами в таком случае возрастут. Возможные положительные последствия — увеличение зависимости этих территорий от РФ в экономическом плане. Но делать такое надо одновременно с созданием условия для вывода с оккупированных территорий лояльных Украине граждан. А этот вопрос никто не собирается решать уже два года как» — сказал Гаврилечко в своем комментарии.

Однако есть и другой взгляд на эту проблему — Украина в принципе не может себе позволить остановку грузового железнодорожного сообщения с ДНР и ЛНР, поскольку не имеет альтернатив в поставке угля и кокса. Такую точку зрения корреспонденту ИА REGNUM выразила эксперт Ирина Попова.

«Украина на это не пойдет, поскольку получит большие финансовые потери. А если пойдет, то получит большой экономический и политический ущерб. Пострадают люди, которые работают на предприятиях Украины, ДНР и ЛНР. Ведь угольная отрасль является неотъемлемой частью производственной цепи: уголь-металлургия-энергетика. Как Украина заменит поставки кокса и угля из ДНР? Поставки из-за рубежа в разы повысят затраты бизнеса, который и так переживает не лучшие времена, а также это приведет к лишним валютным затратам. Украина постоянно заявляет о том, что Донбасс — это ее территория. Если это действительно так, то о каких блокадах, в том числе и железнодорожных, может ставиться вопрос? Этот вопрос поднимается украинскими властями, чтобы усугубить положение внутри республик», — считает Попова.

Эксперт напомнила, что в случае разрыва ж/д сообщения с Д/ЛНР пострадают украинские ТЭС и металлургические предприятия.

«Уголь не повезешь на телеге. Украинские электростанции работают на угле марки «А» (антрацит). Они что, будут караваны с углем отправлять на ТЭС? Это несерьезно. Пытаясь кому-то навредить, надо думать о том, как это обернется для того, кто принимает подобного рода решения. Возможный разрыв ж/д сообщения с частью Донбасса нанесет большой вред самой Украине. Уже нет авиасообщения, автомобильное сообщение затруднено, теперь под угрозой остановки грузовые ж/д перевозки. Если его не будет, республики все равно выживут, но что от этого приобретет Украина? Разрыв негативно отразится на крупнейших меткомбинатах в Мариуполе (ММК им. Ильча, Азовсталь). Неприятности будут в виде сокращения рабочих мест и объемов производства, но я уверена, что люди выкрутятся и найдут обходные пути. Кому Украина собирается осложнять жизнь, себе? Пусть осложняет. Мирным путем надо было договариваться в 2014 году, весной. Не надо было стрелять. Все могло решиться в политической плоскости. А теперь поздно заниматься вредительством, республики уже живут своей жизнью», — отметила Попова.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
25.04.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 25 апреля
NB!
25.04.17
Строить дороги или сразу вертолетные площадки?
NB!
25.04.17
«Дальневосточный треугольник» как вызов советской дипломатии
NB!
25.04.17
Диктатор, открывший новую эпоху
NB!
25.04.17
Японские ученые обнаружили «русских хакеров» на выборах во Франции
NB!
25.04.17
Associated Press: Трамп готовит «подарок» нефтяникам
NB!
25.04.17
Who is мистер Гомер Симпсон?
NB!
25.04.17
Пушков считает логичным сокращение финансовой помощи Киеву от США
NB!
25.04.17
Вышла ли Польша на перепутье?
NB!
25.04.17
Франсиско Миранда, авантюрист и революционер
NB!
25.04.17
Сердце российского подводного флота: Северодвинск восстанавливает мощь
NB!
25.04.17
В Дагестане трасса М-29 разблокирована после освобождения дальнобойщиков
NB!
25.04.17
Трамп последовал примеру Обамы: США по-прежнему боятся термина «геноцид»
NB!
25.04.17
США сократят финансовую помощь Украине в 2018 году на 69%
NB!
25.04.17
По ком звонит Мечеть Парижской Богоматери
NB!
25.04.17
Фабрика законов: как строится новая Государственная дума
NB!
25.04.17
«Врожденный кавалерист-начальник»
NB!
24.04.17
Нетаньяху предъявил ультиматум МИД ФРГ
NB!
24.04.17
Патрик Бьюкенен: Демократия в мертвой петле?
NB!
24.04.17
Европа — от Турции Эрдогана до Франции Макрона
NB!
24.04.17
«Чапаев» научит, как родину любить
NB!
24.04.17
Кризис вокруг Северной Кореи определит отношения США и Китая