Фонд госимущества Украины (ФГИУ) на этой неделе устраивает распродажу со значительными скидками.

Согласно официальной информации фонда, планируется продать на этой неделе на бирже акции 31 предприятия Украины со скидкой 50−60%, со снижением цены на 50% планируется продать акции 22 предприятий, и еще акции трех — на аукционе со снижением цены (голландский аукцион).

В начале марта же было заявлено, что ФГИУ всего в 2016 году намерен приватизировать 450 государственных предприятий — из них 20 крупных, 50 средних, остальное — небольшие госкомпании. Продажа будет идти через аукционы и биржевые торги.

В список предприятий, которые отдадут под нож приватизации, попали такие гиганты как Одесский припортовый завод, «Сумыхимпром», «Укрторф», несколько ТЭС и ряд облэнерго Украины.

В бюджете на 2016 год Кабмин записал одну цифру желаемых доходов от большой приватизации — 17,1 миллиардов гривен. Однако у Фонда госимущества свои оценки.

«У нас есть план, установленный бюджетом, но если на то будет законодательная воля, этот план может быть существенно перевыполнен… поскольку мы реально ощущаем, что те сигналы, которые мы посылаем инвесторам, могут дать толчок к приватизации уже в этом году, и это превысит тот план по нашим оценкам почти в 2 раза», — заявила зампредседателя Фонда госимущества Наталья Лебедь. По ее оценкам, приватизация может принести Украине в текущем году 34,2 млрд гривен. В свою очередь, глава Нацбанка Украины Валерия Гонтарева сообщила, что Киев рассчитывает в текущем году выручить от приватизации порядка 1 млрд долларов — это ближе к оценке Фонда.

Собственно вопрос цены — один из ключевых во всем процессе приватизации.

Во-первых, свою роль играет девальвация. Гривна упала на 70% за 2014−2015 годы, а с начала 2016-го подешевела еще на 13%. В таких условиях приватизация вряд ли принесет Украине столь желанные средства в бюджет. Скорее, можно будет за бесценок продать балансовое имущество.

Хотя премьер-министр Арсений Яценюк и настаивает, что именно приватизация станет ключевым источником инвестиций для Украины в 2016 году.

Да и с цифрами в Киеве определиться никак не могут. Например, взять Одесский припортовый завод, с которого должна стартовать масштабная приватизация летом этого года. В сентябре премьер-министр Украины Арсений Яценюк оценивал его в 1 миллиард долларов — а это уже больше цифры, заложенной в бюджете от приватизации 450 госпредприятий госсектора. Правда, глава Фонда госимущества Игорь Билоус называл реальной цену за крупнейшее химическое предприятие Украины в 500 млн долларов.

При этом предприятие является естественным монополистом и украинские олигархи традиционно ведут за него борьбу, причем ведут на высшем уровне.

Издание The Washington Post, ссылаясь на слова министра инфраструктуры Андрея Пивоварского, напрямую сообщает о совместной выгоде Яценюка и Порошенко в приватизационном процессе.

«На кон поставлены миллиарды долларов, по большей части выкачанные из госпредприятий, и интересы, которые, как утверждается, ведут к украинскому руководству, в том числе в деловые круги, близкие к президенту Порошенко и премьеру Яценюку», — пишет американское издание.

По словам Пивоварского, дело в контроле над госпредприятиями — ключевые политические силы годами сидели на финансовых потоках из госпредприятий.

«Это для депутатов экзистенциальный вопрос. Если государственные компании вдруг исчезнут, если они станут частными, тогда что останется им? Они не смогут проводить схемы через них», — сказал министр.

Но, как бы ни хотелось Яценюку и Порошенко разыграть приватизацию на двоих, сложная политическая обстановка не дает забыть о других игроках. Уж слишком фрагментирован и расколот парламент. Без общего консенсуса 226 голосов за «большую приватизацию» не найти.

Собственно, именно позицию украинских финансово-промышленных групп считают главной причиной того, что на протяжении 2014 и 2015 годов приватизация, несмотря на массированное давление Запада, так и не была запущена. Парламент Украины под разными предлогами бойкотировал нужные для этого законы.

«Олигархи, которые контролируют большую часть украинской экономики… сопротивляются, они хотят введения европейских норм, но они не хотят менять права собственности. Они также хотят участвовать в приватизации государственных предприятий и фактически ее заблокировать», — заявлял экс-заместитель министра иностранных дел Украины Александр Чалый.

Парламент конечно долгое время бойкотировал, но в итоге был вынужден принять нужные законы. Об этом уж очень убедительно попросил теряющий терпение посол США на Украине Джеффри Пайетт.

Теперь осталось лишь принять закон об урезании списка стратегических предприятий, приватизация которых невозможна. А там можно и стивидорные компании в портах (13 морских портов Украины находятся в списке объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины от 12 мая 2015 года за №271) на приватизацию отдавать, и аграрные госпредприятия. Но это в будущем. Пока же украинские группы влияния делят «шкуру неубитого приватизатора».

Собственно поэтому нет гарантии, что в 2016 году приватизация все же будет запущена. Такое мнение в комментарии ИА REGNUM высказал украинский экономист Андрей Блинов.

«То, что происходит вокруг госсобственности и приватизации — это какие-то сложные политические маневры. И назначение помощника народного депутата Игоря Кононенко замом главы Фонда госимущества, мягко говоря, выглядит одиозно и только ставит больше вопросов к ходу приватизации. У меня лично ощущение, что в силу низкого спроса судьба приватизации будет в этом году такой же, как в прошлые 2 года. Возможно, будут проданы отдельные предприятия на небольшую сумму и незначительные пакеты акций — но это будет очень точечная приватизация. Я не вижу никаких предпосылок для того, чтобы случилась вторая «Криворожсталь» на примере «Сумыхимпрома» или Одесского припортового завода, или облэнерго» — сказал Блинов.

Да и если приватизация все же будет запущена, то Украина не получит реальную стоимость активов. А 17 миллиардов гривен дохода заявленных в бюджете — не столь уж и большая цифра, считает эксперт.

«Вопрос при продаже любого товара состоит в наличии на него спроса. Мне кажется, что в списке предприятий есть такие, которые находятся в разном состоянии по прибыли и с точки зрения необходимости обновления основных фондов — не только станков и оборудования, но и технологии. Хорошим вариантом выглядит определенное «роад-шоу» — когда правительство или директора завода (они вряд ли в этом заинтересованы) проводят масштабные презентации в деловых центрах. Не только финансовых, но и индустриальных. Если мы хотим получить качественного, квалифицированного инвестора — это необходимо делать. Вопрос о выручке денег в бюджет, фискальные доходы — не должны быть самоцелью. Я понимаю, что мы находимся в программе сотрудничества с МВФ которая фактически заморожена и не получаем с сентября реальных денег. Но нужно получать, что запланированная выручка в 17 миллиардов гривен — это каких-то 700 миллионов долларов по нынешнему курсу. И эти деньги достаточно легко занять под низкий процент либо у правительства США, либо у Всемирного банка. Вопрос не в получении этих доходов. Ключевой вопрос — создание рабочих мест и развитие производства» — сказал Блинов.

В завершение отметим, что в прошлом году украинское государство также планировало выручить от масштабной приватизации около 17 млрд гривен, однако в итоге за весь 2015 год на продаже госимущества удалось заработать всего 151,5 млн гривен.