Украинская гривна девальвировала с начала года уже на более чем 13% в основном из-за неопределенности в отношениях с МВФ, заявил в комментарии корреспонденту ИА REGNUM эксперт, исполнительный директор Фонда Блейзера Олег Устенко.

По мнению эксперта, нельзя говорить о том, что фундаментальные факторы вроде снижения экспорта украинской продукции за рубеж могли вызвать столь резкую девальвацию гривны.

«Сейчас на гривну действует целый ряд факторов, которые ведут к девальвации. На протяжении января гривна упала на 11%, дополнительно просела в феврале. В общем, падение действительно около 13%, начиная с 1 января 2016 года. Но я бы сказал, что основные факторы, которые так резко влияют на гривну — субъективные. Основное, что «давит» гривну — отсутствие программы сотрудничества с МВФ. Вернее, переход в пассивную стадию сотрудничества с фондом — программа вроде есть, но деньги не заходят», — сказал экономист.

По его словам, есть и объективные факторы, например, снижение украинского экспорта.

«Но в данном случае с ними Украина ничего не может сделать, по крайней мере, в краткосрочной перспективе», — подчеркнул эксперт.

По мнению Олега Устенко, «зависшая» программа сотрудничества с МВФ заблокировала Украине доступ и к другим кредитам, которые все привязаны напрямую к кредиту МВФ.

«Это негативно влияет на другие возможные кредитные ресурсы, которые Украина могла получать. Весь пакет финансовой помощи в 40 миллиардов долларов, оговоренный изначально и рассчитанный до 2018 г., зависел от программы сотрудничества Киева с МВФ. И пауза в отношениях с МВФ вызывает паузу в других кредитных программах, а это крайне опасно. В 2016 г. Украина нуждается во внешнем финансировании в районе 10 миллиардов долларов. В таком базовом сценарии, если вы не получаете деньги, и должна происходить девальвация. Но базовый сценарий может перерасти в пессимистичный. К этой потребности в 10 миллиардов добавится необходимость в выплате внешних долгов украинского частного сектора — а это более 100 миллиардов долларов. До сих пор удавалось неплохо рефинансировать эти долги. Но и тут успех зависел напрямую от сотрудничества с МВФ», — анализирует экономист.

«Если в отношениях с МВФ и далее будет пауза, это еще больше будет продавливать гривну, а с другой стороны — вынимать незначительный ресурс, который есть у украинского частного сектора сейчас. Это может привести к уменьшению темпов экономического роста или падению экономики» — отметил Устенко.

Эксперт уверен, что в нынешнем падении гривны, в отличие от прошлого года, нельзя винить Нацбанк. Скорее, сегодняшний виток девальвации связан с отсутствием реформ, а это парафия Кабмина и Верховной рады.

«Сейчас есть масса обвинений, что во всем виноват НБУ. Я бы сказал, что он виноват был раньше во многом, но сейчас мяч не на его поле. Мяч на стороне Кабинета министров и Верховной Рады, пока они они не начнут реально реформировать Украину в рамках взятых на себя обязательств перед многими, в том числе и перед МВФ. И программа стоит на паузе потому что Украина не показывает обещанного прогресса. Остальные факторы — вроде увеличивающегося спроса населения — я не воспринимаю. Население обнищало, гривна потеряла за 2 года две трети своей стоимости, доходы населения снижены. Население не является серьезным игроком на рынке валюты и не создает всплесковые спросы на валюту. В 2015 году население продало валюты больше, чем купило, то есть — тратили деньги из кубышек, а не сберегали», — резюмировал исполнительный директор Фонда Блейзера.

Как сообщало ИА REGNUM, согласно официальным данным Нацбанк Украины, гривна по состоянию на 25 февраля с начала нынешнего года девальвировала к доллару США на 13,4%. «Девальвационное давление на валютный рынок в начале текущего года определяли сочетание фундаментальных факторов, включающих неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру для украинского экспорта, ограничения в торговле с Россией и транзиту по ее территории, а также ситуативных факторов, таких как большое количество праздников в январе, несоответствие рабочих и праздничных дней в Украине и США, развертывание политического кризиса на Украине и традиционно высокие бюджетные расходы в конце года», — заявили в Нацбанке.

Накануне заместитель министра финансов Украины Роман Качур заявил, что Минфин ведет переговоры с МВФ о подписании нового меморандума о сотрудничестве, поскольку Украинское правительство не сможет работать без денег МВФ.

При этом еще в январе президент Порошенко обещал, что МВФ «в ближайшее время» выделит Украине очередной транш в размере $1,7 млрд без всяких дополнительных условий. Однако позже директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила о готовности фонда вообще прекратить работу с Украиной в случае отсутствия прогресса по борьбе с коррупцией и внедрению реформ.