В Москве обсудили предложения Казахстана по обращению драгоценных металлов и драгоценных камней, сообщает сегодня, 29 февраля, официальный сайт Министерства по инвестициям и развитию республики.

«В Москве страны ЕАЭС обсудили замечания казахстанской стороны касательно особенностей обращения с драгоценными камнями и драгоценными металлами в связи с принятием в Казахстане Закона РК «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 14 января 2016 года. В частности, проблемные вопросы касались аффинажа драгметаллов, клеймения драгоценных камней, определения степени проб (для золота, серебра, палладия и платины)», — говорится в сообщении.

«Предполагается, что проект соглашения будет регулировать деятельность ювелиров, а также механизм обращения драгметаллов и драгоценных камней между странами — участницами ЕАЭС. По результатам заседания принято решение продолжить консультации по доработке соглашения», — добавляет пресс-служба ведомства.

Отметим, упомянутый закон затрагивает вопросы экспорта золота из Казахстана в другие страны, в том числе в Россию. Вывозить сырье для переработки теперь можно только после того, как будет получен отказ от всех перерабатывающих предприятий внутри страны, а продавать аффинированное золото — после отказа со стороны Национального банка, который имеет приоритетное право на покупку драгметалла.

Пока документ еще не был принят, именно эти его аспекты подверглись критике со стороны предпринимателей.

В частности, в досье на проект ныне принятого закона содержалось экспертное заключение Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан. В нем говорилось, что «необходимо учитывать, что в Казахстане добываются и производятся различные виды золотосодержащего сырья, а технологические возможности отечественных предприятий являются менее конкурентоспособными, по сравнению с зарубежными производствами». Также эксперты палаты отметили, что «по информации золотодобывающих предприятий, переработка выпускаемой продукции на новом аффинажном заводе АО «Tay-Кен Алтын» по предложенным тарифам является убыточной для золотодобывающих компаний, и затраты в пределах 2−2,5 раз выше при планируемых объемах производства».

Что касается продажи, Нацпалата писала: «Казахстанские золотодобывающие предприятия лишаются права самостоятельно выбирать покупателя, в том числе в пределах Евразийского Союза. Данная норма противоречит принципам рыночной экономики, так как ограничивает производителей в выборе контрагента и не обеспечивает баланс интересов казахстанских золотодобывающих предприятий и переработчиков. Кроме того, данная мера ограничивает оборот товаров внутри союза, что противоречит принципам ЕврАзЭС о свободной торговле товарами».

Тем не менее, нормы, которые подверглись критике, сохранились в принятом законе, с текстом которого можно ознакомиться здесь.

Так, в статье 8 «Производство драгоценных металлов» сказано следующее:

«1. Драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, не подлежащих аффинажу, сырьевые товары, содержащие драгоценные металлы, должны поступать для переработки и (или) аффинажа субъектам производства драгоценных металлов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

2. Лицо, имеющее намерение произвести вывоз с территории Республики Казахстан сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, обязано в порядке, определенном уполномоченным органом, получить соответствующий отказ от всех субъектов производства драгоценных металлов, состоящих в перечне, утверждаемом уполномоченным органом, или подтверждение уполномоченного органа о наличии такого отказа».

В статье 9 «Приоритетное право государства на приобретение аффинированного золота для пополнения активов в драгоценных металлах» закреплено право Нацбанка на приоритетную покупку по цене, расчет которой тоже зафиксирован.

«Государство имеет приоритетное право на заключение сделок по приобретению аффинированного золота для пополнения активов Национального Банка Республики Казахстан в драгоценных металлах с субъектами производства драгоценных металлов и лицами, ставшими собственниками аффинированного золота в результате переработки. (…) Объемы приобретения либо решение об отказе от реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота на предстоящий период доводятся до сведения субъектов производства драгоценных металлов и лиц, ставших собственниками аффинированного золота в результате переработки, на первое полугодие будущего года до 1 декабря текущего года, на второе полугодие текущего года — до 1 июня текущего года. (…) В случае отказа Национального Банка Республики Казахстан от реализации приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота у субъектов производства драгоценных металлов или лиц, ставших собственниками аффинированного золота в результате переработки, данное аффинированное золото может быть реализовано третьим лицам», — обозначены правила продажи в законе.

О цене, по которой регулятор будет закупать аффинированное золото у производителей, говорится следующее: «Приобретение аффинированного золота в рамках реализации приоритетного права государства осуществляется по ценам, рассчитанным с использованием сложившихся на международном рынке цен, за вычетом транспортных расходов, затрат на реализацию и скидки за качество, которая применяется в случае приобретения аффинированного золота, не отвечающего международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией рынка драгоценных металлов и обозначенным в документах данной ассоциации как стандарт «Лондонская качественная поставка».