За год Башкирия сократила расходы на СМИ и продолжила их оптимизацию, начатую в декабре 2014 года. Опрошенные ИА REGNUM эксперты подсчитали, что за декабрь 2015 года в республике закрылись 18 печатных и электронных изданий.

Напомним, в феврале 2015 появилась информация, что на основе анализа запланированных на год трат региональных бюджетов на СМИ был сделан следующий вывод: «Несмотря на поручение главы государства оптимизировать расходы на информационное освещение деятельности органов власти на местах, многие регионы не только не снизили затраты, но в ряде случае нарастили их».

В рейтинг «регионов-растратчиков» попала и Башкирия, ежегодные траты на СМИ в которой были зафиксированы на уровне 830,5 млн. рублей.

По мнению экспертов, несмотря на попытки республиканских властей оспорить эти выводы, регионалы оптимизировали расходы на СМИ. Назначенный в конце 2015 года премьер-министром Башкирии Рустем Марданов поддержал процесс реформирования региональных СМИ. Одним из его шагов была оптимизация в министерствах и госкомитетах пиар-блоков (информационные секторы), которые все перешли из компетенции в ведение аппарата правительства. Эта мера позволила сократить расходы и пресечь возможность каждым министерством проводить свою самостоятельную информационную политику, которая нередко шла вразрез с информацией смежных ведомств и госкомитетов.

Следующим шагом стало продолжение реформирования системы управления республиканскими СМИ, начатого в конце 2014 года. В целях эффективного использования бюджетных средств, развития и совершенствования деятельности СМИ распоряжением правительства республики от 15 декабря 2014 года принято решение о реорганизации предприятий, осуществляющих выпуск печатных СМИ. В результате реорганизации 103 государственных унитарных и казенных предприятий республики, подведомственных Агентству по печати и СМИ РБ, присоединены к ГУП РБ Издательский дом «Республика Башкортостан». Из редакций печатных СМИ и полиграфических предприятий были сформированы 77 филиалов. Таким образом, все печатные СМИ республики оказались объединены в единый медиа-холдинг.

18 февраля 2016 года Агентством по печати и СМИ РБ были подведены итоги деятельности медиа-холдинга за 2015 год. В качестве достижения было отмечено, что в целом предприятие обеспечило баланс доходов и расходов с учетом субсидий, несмотря на падение доходов от продаж тиража и рекламы, роста цен на типографские расходы и бумагу, сужения рынков рекламы и полиграфуслуг. Снизилась и нагрузка на республиканский бюджет на 27 млн рублей. Среднемесячная зарплата в холдинге составила 18 тыс. 694 рублей, что на 3,2% больше уровня 2014 года. Из федерального бюджета на реализацию социально-значимых проектов было привлечено 15,2 млн рублей. В результате проведения реформирования государственного сектора СМИ и полиграфии оптимизация затрат составила 67,1 млн. рублей (20,4% от утвержденного объема государственной поддержки).

Отмечается сокращение падение общих тиражей. Совокупный среднеразовый тираж всех изданий в 2013 году составил 546,35 тыс. экз., в 2014 году данный показатель составил — 475,29 тыс. экз. (падение на 13%, или на 71,06 тыс. экз.), в 2015 — 391 тыс. экз. (падение на 18%, или на 84,29 тыс. экз.). По мнению руководителя Агентства Бориса Мелкоедова, столь заметное падение тиражей обусловлено несколькими объективными факторами, одинаково актуальными для всего российского медиапространства. Среди них «бурное развитие информационных технологий, миграция читательской аудитории в Интернет; повышение подписных цен вследствие роста себестоимости производства печатных СМИ, уменьшение реальных доходов населения вследствие инфляции; уменьшение корпоративных подписных бюджетов вследствие общей для многих предприятий и учреждений страны тенденции к экономии непрямых расходов».

Падение тиражей происходит на фоне сокращения СМИ. «По данным Роскомнадзора в начале 2016 года в республике зарегистрировано 521 печатное и электронное издание различных форм собственности, в том числе 176 государственных изданий, — отметили в экспертном сообществе LogoMarkt. — В начале декабря 2015 года на учете в региональном управлении Роскомнадзоре состояли 539 средств массовой информации. Таким образом, за месяц число СМИ сократилось на 18 единиц».

О сокращении именно печатных СМИ можно судить по следующим цифрам: в 2008 году в регионе работало свыше 430 печатных СМИ, в декабре 2015 — 379.

Политолог Дмитрий Михайличенко склонен рассматривать объединение республиканских СМИ в единый холдинг в Башкирии «сквозь призму требований сократить расходы республиканских властей на пиар, а также выполнить требования федералов оптимизировать бюджетные расходы в региональном правительстве». «Башкирия — большой по масштабам страны регион, в котором проживают свыше четырех миллионов человек, в каждом из 54 районов есть свои печатные СМИ, — напомнил эксперт. — Отчасти такая разветвленная структура отражает объективные потребности межнационального населения республики, однако отчасти это является рудиментом рахимовской эпохи, когда в 1990-х годах региональные тяжеловесы пытались выстроить свои управленческие вертикали, дабы максимально обособиться от федерального центра.

Политолог Кирилл Зотов не связывает реформирование структуры управления республиканских СМИ с приближающимися выборами. «Это рабочий процесс, который назревал давно и обусловлен экономическими, а не политическими факторами, — полагает собеседник ИА REGNUM. — Вообще контент районных СМИ в основном однотипный и незамысловатый: все хвалят свой район, говорят об относительно стабильной ситуации у себя и «отбрасывают тень на плетень» соседних районов и регионов».

Данное положение дел не способствует консолидированному и объективному освещению событий в регионе.

«Само же стремление стабилизировать медиаполе — это объективная задача, которую центр ставит перед регионами, — резюмировал эксперт. — И здесь мне вспоминается различие между советскими и постсоветскими СМИ: первые работали на стабилизацию, а вторые (особенно федеральные) в поисках сенсации и свежей информации, нередко будоражат общество различными слухами и шокирующими подробностями. С учетом того, что почти 40% населения республики — сельские жители, возможно, прежние методы работы районных СМИ и не такие уж плохие. Другое дело, что их мало кто читает».