Постановлением Совмина Белоруссии №107 от 8 февраля утверждены показатели прогноза экспорта товаров на 2016 год, а также задания по наращиванию объемов экспорта товаров на новые перспективные рынки в текущем году. Документ подписан председателем СМ РБ Андреем Кобяковым и опубликован на сайте правительства постсоветской республики, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Постановлением предписано обеспечить «должностным лицам, закрепленным за странами в соответствии с постановлением Совета министров Республики Беларусь от 23 декабря 2014 года №1235, ежемесячное увеличение объёмов экспорта товаров в процентах к аналогичному периоду 2015 года», а в приложении к постановлению указаны показатели.

Россия не относится к странам Европы, судя по приложению к постановлению Совмина Белоруссии. В Россию экспорт белорусских товаров в 2016 году должен вырасти на 4%. Зато Турция включена в перечень стран Европы, и экспорт в эту страну должен вырасти также на 4%. Отметим, что высшие должностные лица постсоветской республики не впервые проявляют откровенную безграмотность в вопросах географии, непростительную даже школьникам.

Украина, которая также не попала в список стран Европы, имеет особый статус в планах правительства Белоруссии по диверсификации и наращиванию экспорта: в 2016 году экспорт белорусских товаров в эту воюющую постсоветскую республику должен снизиться на 25% к уровню 2015 года. В Сербию, которая признана правительством Белоруссии европейской страной, планируется увеличить экспорт товаров на 3%.

Амбициозно выглядят планы по наращиванию белорусского товарного экспорта в Китай на 20%, в Катар — на 10%, Сирию — на 8%, ЮАР — на 9%. В Канаду, которая применяет санкции к официальному Минску, планируется увеличить поставки белорусских товаров на 20%.

Должностным лицам, не указанным в постановлении, придётся нарастить экспорт белорусских товаров в Бельгию на 6% и Швейцарию на 5%. Как эти лица справились с заданиями на прошлый год, Совмин не информировал.

Доведены задания по экспорту до облисполкомов, министерств и госконцернов. Так, госконцерну «Белнефтехим» придётся продемонстрировать рост экспорта, как сказано в документе, «без учета нефти, нефтепродуктов и калийных удобрений».

Напомним, внешняя торговля Белоруссии по итогам 2015 года резко сократилась, что стало закономерным следствием кризиса, начавшегося в 2014 году. Объём внешней торговли товарами Белоруссии за 2015 год рухнул на 25,6% до $56,9972 млрд. Белорусский экспорт упал до $26,6855 млрд (-26%), импорт — до $30,3117 млрд (-25,2%). Отрицательное сальдо внешней торговли товарами у Белоруссии уменьшилось до $3,6262 млрд.

Особенно чувствительным было падение взаимной торговли с традиционными партнёрами. В частности, товарооборот с Россией за 2015 году упал на 26,3% до $27,5333 млрд: белорусский экспорт сократился почти на треть — до $10,3891 млрд (-31,6%), импорт — до $17,1442 млрд (-22,7%). Отрицательное сальдо торговли с Россией у Белоруссии уменьшилось (-$6,7551 млрд), однако данный показатель не свидетельствовал об успехах диверсификации внешней торговли.

С партнёрами по Евразийскому союзу товарооборот Белоруссии составил $28,2045 млрд (-26,7%), сальдо для белорусской стороны сформировалось отрицательное (-$6,2105 млрд). Со странами СНГ товарооборот Белоруссии упал также более чем на четверть — до $32,4174 млрд (-28,4%), сальдо для белорусской стороны сформировалось отрицательное (-$4,2714 млрд). Товарооборот со странами Евросоюза сократился до $14,4328 млрд (-28,3%), сальдо для белорусской стороны традиционно сформировалось положительным и выросло до $2,7712 млрд.

Как сообщало ИА REGNUM, в 2015 году официальный Минск в контактах с ЕС, КНР и другими странами продолжал позиционировать себя как потенциальное «мост» между этими странами и Евразийским союзом. Внешне это выглядело как попытка дистанцироваться от ЕАЭС и РФ, как намёк на вынужденный характер членства Белоруссии в одних интеграционных структурах с Россией.