Битва за «шёлковый путь»: нужна ли Украина Белоруссии?

Украина объявила, что будет развивать транзитные перевозки с Белоруссией в объезд России. Так ли это надо Белоруссии?

Юрий Павловцев, 4 февраля 2016, 22:12 — REGNUM  

В начале февраля пресс-служба украинского правительства заявила о том, что Киев подписал с Литвой меморандум об объединении проекта «Шелковый путь» через Украину с проектом поезда комбинированного транспорта «Викинг». Было объявлено, что «в рамках нашего сотрудничества с Европейским союзом и реализации Соглашения о зоне свободной торговли к этому «Шелковому пути» будет подключена не только Украина, не только Грузия, Азербайджан, Казахстан и Китай, но и страны — члены Европейского союза». И несмотря на то, что в Киеве ни слова не сказали о роли в этом процессе Белоруссии, большинство информационных агентств объявили о том, что «Белоруссия и Литва присоединились к «Шелковому пути» в обход России».

Уверенность Украины в том, что Минск не откажется от работы в рамках нового транзитного коридора, базируется на участии Белоруссии с 2003 года в проекте «Викинг», маршрут которого проходит через Украину, Белоруссию и Литву и соединяет порт Клайпеда с портами Черного моря. В Киеве считают, что белорусам будет крайне интересно продлить данный маршрут и дальше, в сторону Китая, так как это усилит привлекательность пути для Пекина и стран Евросоюза и, соответственно, увеличит поток грузов через Белоруссию. Однако на настоящий момент Минск никак официально не отреагировал на подписанный украинцами меморандум, чему есть ряд объяснений.

Дело в том, что интересы Белоруссии в новом транспортном пути, который предлагают создать в Киеве, не столь очевидны, как может показаться на первый взгляд. Республика действительно из-за своего географического положения живет, в том числе и за счет транзитных перевозок. Более того, после введения Россией санкций в отношении европейских, турецких, а теперь и украинских товаров, белорусы вполне могут рассчитывать на увеличение товаропотока через свою территорию, как официального, так и контрабандного. Однако рассматривать украинское предложение в качестве серьезной альтернативы уже существующим транзитным путям в Минске по-прежнему не спешат.

Сегодня белорусское руководство предпочитает работать с китайскими и европейскими партнерами напрямую и считает свою республику основным торговым хабом в китайском «Новом шелковом пути». За последние два года при участии белорусской стороны было реализовано несколько успешных проектов по доставке грузов прямыми ускоренными поездами из Азии и Европу и обратно, а сегодня по белорусской железной дороге регулярно курсируют почти два десятка контейнерных поездов. В 2015 году из Китая в Европу по территории республики были перевезены около 47 800 TEU (двадцатифутовых контейнеров) с различными грузами, что на 40% больше, чем в предыдущем году. Сами же перевозки в направлении Китая и без украинского коридора за последние полтора года выросли почти в четыре раза. Если к этому добавить тот факт, что существующий сегодня белорусско-китайский проект «Великий камень» постепенно стал трансформироваться из технопарка в огромный логистический центр, где главную роль будут играть китайские транспортные кампании, то становится очевидно, что белорусы ни с кем не собираются делиться выгодами от своего сотрудничества с Поднебесной.

В таких условиях нынешнее отношение Минска к украинскому заявлению вполне ожидаемо. Тем более если учитывать, что Украина интересует белорусов в первую очередь как торговый партнер, а лишь потом как транспортный коридор для своих или транзитных грузов. И если взглянуть на статистику транзита через украинскую территорию, то становится понятно, что предлагаемый Киевом проект для белорусского экспорта малоинтересен. Так, доля белорусских грузов в железнодорожном транзите через Украину в 2015 году составлял около 15%, что являлось вторым показателем после России. При этом основными белорусскими товарами продолжали оставаться мазут (более 50% всего транзита), черные металлы (20%) и удобрения (10%), которые традиционно направлялись в Италию, Турцию, Египет, Грецию, страны Азии и Ближнего Востока, а также некоторые государства Южной Европы. Интересно то, что Китай, как точка разгрузки грузов из Белоруссии в этом списке отсутствовал. Такая логистика белорусского экспорта абсолютно понятна. Например, Мозырскому нефтеперерабатывающему заводу удобнее отправлять свои грузы в ближайшие к нему украинские порты, чем в Ригу или Вентспилс. При этом «Беларуськалию», поставки калийных удобрений которого составляют основу белорусского экспорта в Китай, работать с Украиной невыгодно из-за слабой инфраструктуры и сложной логистики. В подобных условиях, украинское предложение не вызывает у белорусов бурной реакции, тем более если помнить, что Минск рассматривает Украину, как и страны Прибалтики, не только в качестве партнеров, но и как конкурентов в борьбе за китайский пирог. Это связано с тем, что транзитные пути из Китая через Россию уже давно опробованы и белорусские позиции здесь довольно прочны, чего совсем нельзя сказать о новых предложениях Киева, Варшавы или Вильнюса.

Конечно, все это совсем не означает, что руководство Белоруссии не будет участвовать в процессе нынешнего перераспределения транспортных потоков из Китая в ЕС и обратно, так как в Минске крайне заинтересованы в сохранении за собой статуса транзитного хаба в «Новом шелковом пути». Подтверждением этому может служить хотя бы тот факт, что в прошлом году белорусские и польские железнодорожники усилили работу над проектом нового контейнерного поезда «Волот», который должен будет курсировать от порта в Гданьске, через Белоруссию на восток. Однако в нынешней ситуации, белорусы будут действовать крайне осторожно, ориентируясь, в первую очередь, на политику Китая. Поэтому, если Пекин продолжит свое сближение с Россией, в том числе и в области транзитных перевозок, руководство республики вряд ли решится принять деятельное участие в организации транспортных потоков в обход российской территории. Хотя и отказываться от дополнительных выгод в Минске также не станут.

Читайте развитие сюжета: Порты: Белоруссия заменила Россию в Латвии, Украина верит в «шёлковый путь»

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
26.04.17
Минск идет курсом на экономические рифы. Свистать всех наверх?
NB!
26.04.17
Заход жуликов на порт «Южный». Украинский эксперимент продолжается
NB!
26.04.17
Украина достигла совершенства. Теперь всё
NB!
26.04.17
Эстония в воронке ненависти
NB!
26.04.17
Грузия выбирает мирный путь. Но с великим трудом
NB!
26.04.17
В США вышел новый фильм о русских — со Шварценеггером в главной роли
NB!
26.04.17
Иначе – беда. Новая техника требует новой культуры управления
NB!
26.04.17
Энергоблокада ЛНР: в семью вернутся те, кто не вымрет, как динозавры?
NB!
26.04.17
Казахстан: тенденцию к исламизации нужно подавлять сразу
NB!
26.04.17
В Бразилии протестующие индейцы применили против полиции лук и стрелы
NB!
26.04.17
ПМР: «Приднестровские» инициативы Додона — «пыль в глаза и популизм»
NB!
26.04.17
США против КНДР: почему не применяется проверенная «мягкая сила»?
NB!
26.04.17
Куда заводит свобода, или Остепенившийся революционер
NB!
26.04.17
Фабрика законов: как строится новая Государственная дума — 2
NB!
26.04.17
Герника: трагедия, ставшая торговой маркой
NB!
26.04.17
«При цене ниже 100 долларов за баррель интереса к Арктике не будет»
NB!
26.04.17
«Русские хакеры рассказали, что Макрон изменил жене с мужчиной»
NB!
26.04.17
«Транзит газа через Украину могут оставить, чтобы ЕС не мешал «Газпрому»
NB!
26.04.17
Старт продаж «народных облигаций»: Станут ли ОФЗ альтернативой вкладам?
NB!
25.04.17
Курдский тупик: Почему Рабочая партия Курдистана укрепляет власть Эрдогана
NB!
25.04.17
Отставка председателя правительства Астраханской области была предсказуема
NB!
25.04.17
Путин присвоил звание Героя Труда пяти гражданам РФ