Постановлением Совмина Белоруссии утверждена Концепция энергетической безопасности Республики Беларусь. Об этом 28 декабря проинформировала пресс-служба правительства постсоветской республики.

Постановление вступило в силу с 24 декабря. Концепцией предусмотрено, что к 2035 году: повышение энергетической самостоятельности (индикаторы «Отношение объема производства (добычи) первичной энергии к валовому потреблению ТЭР, %» и «Самообеспеченность страны топливно-энергетическими ресурсами для транспорта, %» перейдут из критической зоны в предкритическую); повышение уровня диверсифицированности поставщиков и видов энергоресурсов (индикатор «Доля доминирующего поставщика энергоресурсов в общем импорте ТЭР, %» перейдет из критической зоны в предкритическую, а «Доля доминирующего вида топлива в валовом потреблении ТЭР, %» из предкритической в нормальную). Также предусмотрено поддержание надежности поставок ТЭР конечным потребителям, сказано в официальном комментарии.

«Концепцией предусматривается существенное снижение зависимости энергетики от природного газа; снижение энергоемкости ВВП (индикатор «Энергоемкость ВВП, кг условного топлива на 1 млн белорусских рублей в ценах 2005 года» снизится на 50%, но по прежнему останется в предкритической зоне); повышение устойчивости экономики страны к резкому повышению цен на импортируемые энергоресурсы (индикатор «Отношение стоимости импортированных ТЭР к ВВП, %» перейдет из предкритической в нормальную зону)», — отметили в Совмине Белоруссии.

Согласно утверждённому Совмином РБ документу, достичь поставленных целей предполагается за счет: расширения использования местных, в том числе возобновляемых источников энергии, и разработки и внедрения сбалансированного комплекса мер по стимулирования их использования; фокусирования ресурсов республики в ближайшее время на освоении потенциала биомассы, торфа, биогаза, ветра, гидроресурсов; совершенствования технологий использования потенциала бурых углей, горючих сланцев, солнечной энергии для условий Белоруссии; компенсации добычи нефти в республике наращиванием объемов производства биодобавок в топливо и перевода транспорта на альтернативные виды энергии (газ, электроэнергия); расширения добычи ТЭР за пределами Белоруссии, в том числе в России и Казахстане в рамках ЕЭП; создания условий для расширения объемов транзита природного газа; создания благоприятной экономической среды, в том числе формирования рациональной системы внутренних цен на энергоносители за счет их постепенной управляемой либерализации для стимулирования эффективного использования энергоносителей в экономике и населением; завершения строительства АЭС; развитие электроэнергетических мощностей исходя из принципа самобаланса; снижения удельных топливных затрат на производство электрической и тепловой энергии за счет модернизации неэкономичных морально и физически устаревших основных производственных фондов ТЭК; вывода из эксплуатации устаревших и неэффективных генерирующих мощностей; расширения пропускных способностей линий электропередачи в сторону перспективных рынков для экспорта электроэнергии.

Основными механизмами реализации концепции должны стать «Стратегия развития энергетического потенциала Республики Беларусь» и госпрограммы. Мероприятия по реализации концепции отражены в госпрограмме развития белорусской энергосистемы, республиканской программе «Энергосбережение» и национальной программе развития местных и возобновляемых источников энергии. Академии наук Белоруссии предписано ежегодно до 25 февраля представлять в отчёт о состоянии энергобезопасности республики «с предложениями по ее укреплению».

Как сообщало ИА REGNUM, основным поставщиком углеводородов в Белоруссию является Россия. Особое значение в обеспечении энергетической безопасности власти постсоветской республики отводят строительству БелАЭС, финансируемой правительством РФ. При этом «Росатом» заморозил строительство АЭС в Калининградской области (Балтийская АЭС).