На этой неделе дипломаты и представители зарубежных СМИ посетили объекты Специальной экономической зоны «Хоргос — Восточные ворота» и Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» в Казахстане. В мероприятии приняли участие более 50 иностранных послов и генеральных консулов. В Хоргосе, на границе с Китаем, казахстанские власти активно воплощают в жизнь масштабный проект нового транспортно-логистического хаба, созданного на основе межгосударственных соглашений Астаны и Пекина. Чрезвычайный и полномочный посол Эстонии в Казахстане Яан Рейнхольд рассказал в блиц-интервью корреспонденту ИА REGNUM о значении проекта «Нового Шёлкового пути» для Эстонии.

ИА REGNUM: Господин посол, означает ли ваше присутствие сегодня здесь, в Хоргосе, что Эстония заинтересована в данном проекте Казахстана? Как ваша страна планирует сотрудничать с Казахстаном в транспортно-логистической сфере?

Логистика — это один из самых важных проектов нашего двустороннего бизнеса с Казахстаном. Казахстан высоко оценил потенциал проекта «Нового Шёлкового пути», выдвинутого китайским лидером (Си Цзиньпином — прим. ИА REGNUM ). Это мы видим здесь, в Хоргосе. Мы также видим наши балтийские порты частью проекта «Шёлкового пути». Наши морские гавани — совершенно новые, с модернизированной инфраструктурой. Наши услуги абсолютно прозрачные — уже сегодня эстонский бизнес может сказать, сколько стоит транспортировка одной тонны груза от Хоргоса до порта Таллин или до порта Силламяэ. Кроме того, мы находимся на границе Евразийского экономического союза. Порт Силламяэ — самый новый порт Эстонии — расположен всего 25 км от границы ЕС с Россией. Мы видим, что это выгодно и для Казахстана, и для ЕАЭС, и для Эстонии. Мы можем предлагать не только перелив грузов, но и индустриальные парки, где можно перерабатывать сырье. В Эстонии есть такой парк недалеко от границы с Россией.

ИА REGNUM: Мы сейчас говорим о сырьевых грузах, но все-таки тот же Хоргос ориентирован на контейнерный грузопоток. Достаточно ли в эстонских портах контейнерных мощностей?

У нас есть новый контейнерный терминал в порту Таллин. Сейчас, я вам честно говорю, что объёмы [перевалки грузов] не очень большие. Они сильно упали. Но мы готовы работать с нашими казахскими партнёрами, чтобы восстановить эти объёмы.

ИА REGNUM: Ваш сосед по региону — Литва — уже активно сотрудничает с Казахстаном в части работы с китайскими грузами. Как вы считаете, почему казахстанские партнёры пока что выбирают Литву, а не вас?

Здесь есть и исторический момент тоже. Железнодорожные проекты между этими странами уже работали, осуществлялись контейнерные перевозки. Поэтому понятно, почему казахстанские компании инвестировали в Клайпеду (литовский порт — прим. ИА REGNUM ). Но я думаю, что грузов хватит для всех: и для Клайпеды, и для Риги, и для Таллина.

Мы очень заинтересованы в сотрудничестве с казахстанской стороной. На недавней выставке «ТрансКазахстан» в Алма-Ате присутствовала очень большая эстонская делегация. Наши бизнесмены интересуются казахстанскими проектами, они готовы в любой момент вернуться сюда, чтобы договариваться по всем вопросам. Конечно, казахские друзья неоднократно были и у нас. Отмечу, что мы хотим уделять больше внимания взаимодействию в сфере логистики и со стороны посольства.

ИА REGNUM: Готов ли эстонский бизнес создавать условия для работы с казахстанским компаниями? Например, инвестировать в расширение контейнерных мощностей?

Не только. Мы предлагали нашим казахстанским партнёрам следующий вариант: в Таллинском порту есть земля, есть причалы, почти все готово — инвестируйте, арендуйте там на 99 лет то, что вы хотите. И наоборот: наши бизнесмены готовы вкладывать собственные средства, чтобы иметь гарантированный грузопоток. То есть мы очень гибкие в этом плане. ЕАЭС имеет свои преимущества, это справедливо для Казахстана и для всех членов этого союза. Мы также со своей стороны видим, что есть одинаковый тариф на все эти товары, на контейнеры, которые идут отсюда (из Хоргоса — прим. ИА REGNUM ) в порты внутри ЕАЭС. Но есть бизнес-логика, тут ничего не связано с политикой. Если более выгодно везти через нас или через другие порты, то надо выбирать такую возможность.

Для справки:

В сентябре 2015 года грузооборот портов Эстонии составил 2,63 млн тонн грузов, что на 25% меньше по сравнению с сентябрем прошлого года. В целом объёмы перевалки в эстонских портах за девять месяцев 2015 составили 26,2 млн тонн. Общий грузооборот портов Эстонии за последние 10 лет сократился на 7,4% — с 47,1 млн тонн в 2005 году до 43,6 млн тонн в 2014 году.

В госпредприятие ГАО «Таллинский порт» входят пять портов: в Таллине, в Мууга, Палдиски, Пальясааре и на Сааремаа. 100% акций предприятия принадлежат государству.

Порт Силламяэ — крупнейший эстонский частный порт. Владельцы — петербургские предприниматели Андрей Катков, Евгений Малов и бывший премьер Эстонии Тийт Вяхи. Два терминала порта на 100% — российские. Это ВСТ (Baltic Chemical Terminal), который принадлежит концерну «Акрон», и «Танкхем», владельцем которого является крупнейший российский производитель минеральных удобрений ОАО МХК «ЕвроХим». Кроме того, терминалы Silsteve, которые занимаются контейнерами, генеральными грузами, перевалкой новых автомобилей и грузов ро-ро, на 50% принадлежат российским владельцам. Грузооборот порта Силламяэ в 2014 году вырос на 10,6% и составил 7,46 млн тонн.