Матрёнин двор по-батуровски: как на Алтае хоронят школы
Барнаул, 27 августа, 2015, 17:54 — ИА Регнум. В Алтайском крае, несмотря на протесты и недовольства, закрывают малокомплектные сельские школы. В 2015 году такая реформа образования коснулась почти всех районов и даже городов региона: закрыты десятки учебных заведений.
В некоторых случаях у родителей и общественности есть веские основания беспокоиться не только за будущее села и качество образования, но и за жизнь своих детей. В этом убедилась редактор ИА REGNUM (Алтайский край) Светлана Шаповалова, посетив село Батурово в Шелаболихинском районе.
Сегодня, 27 августа, там прекратила свое существование единственная школа. Уволены все 11 работников и директор Батуровской основной общеобразовательной школы Владимир Камышлов. А 27 учеников будут учиться в соседнем селе Кучук.
Благодать и нищета Батурово
«А какие тут грибные места, сколько ягоды, природа! К нам в Батурово часто приезжают свадебные кортежи фотографироваться на фоне сосен, в рекламе часто наши места снимают» — делилась информацией местная жительница Алена Трошина, пока мы ехали по селу, осматривая окрестности.
Места здесь действительно живописные. Интересно расположены и дома в селе — как грибные полянки: кучками разбросаны по сопкам и низинам. Но на улице, несмотря на утро буднего летнего дня, почти никого нет. Только и встретились по дороге — сидящий на лавке бородатый старик с посохом да пара пугливых ребятишек.
«Селообразующее» предприятие — колхоз имени Кирова — переживает не лучшие времена. По словам местных жителей, произошло это после смены председателя.
«Раньше у нас было очень крепкое хозяйство и большое поголовье скота. Деньги, конечно, платили небольшие, но зато всегда можно было выписать продукты и корма, а то и корову взять. А теперь лишних животных на ферме нет: очередь из желающих приобрети скотину на год вперед расписана. Вот по 2 тыс. рублей получки за август всем выдали — на что детей к школе готовить?» — делится наболевшим одна из жительниц села — Татьяна.
Почта и три крохотных продуктовых магазина с весьма завышенными ценами, — вот, пожалуй, и все общественные заведения села.
Школьный стадион, на котором местная ребятня проводила свой досуг, разрушился, превратился в пустырь и зарос крапивой. Такая же судьба ждет и школу в Батурово. Место, которое многие поколения батуровцев на протяжении 125 лет вспоминали с теплотой и трепетом, опустело.
Сейчас окна-глазницы этого до сих пор уютного одноэтажного кирпичного здания забраны картоном, отключены отопление и свет. Книги и учебники школьной библиотеки дожидаются распределения, а пока внушительной кучей сложены в школьном спортзале. Старенькие школьные парты, учительские столы и доски в классных комнатах ждут своей незавидной участи. Овощи, заботливо выращенные на пришкольном участке, уберут, чтобы передать школе в Кучук или тамошнему детскому дому.
В последний раз учителя и сотрудники (половина из которых стали теперь безработными) пришли на работу: они уже не строили учебные планы. Они пришли, чтобы навести чистоту и порядок в родной школе.
Больше всего поразило, что напоследок женщины тщательно вымыли полы. Спросила, «зачем вы моете полы, если здание все равно больше не будет использоваться?». «Ну, а как по-другому?», — только и было мне ответом.
На прощание учительница математики Татьяна Пищулина попросила: «Назовите свою статью о нас «Матрёнин двор по-батуровски».
Общаясь с жителями села, я поняла почему. Рассказ Александра Солженицына очень сильно перекликается с сегодняшней жизнью в Батурово. Нищета и бесправие крестьян, моральное падение людей, стесненных социальными невзгодами. Село, лишенное школы, обречено на умирание.
Матрёнин дом по-батуровски
Метаморфозы со школой начались четыре года назад. Тогда власти, сославшись на дефицит средств в бюджете, затеяли ее реструктуризацию — убрали старшие классы. Чтобы доучиться, ребятам на свой страх и риск приходилось ездить в соседнее село. Об организации безопасного подвоза детей никто так и не побеспокоился: дети просто выходили на федеральную трассу, где их подбирала «ГАЗель» и везла за 10 километров в Кучук. Вот и подались молодые семьи из села. Вместе с ними школа потеряла 18 детей — настоящих и будущих учеников.
Тех, кто остался, коллектив школы продолжил окружать заботой и вниманием. По итогам ГИА-2014, школьники батуровской школы стали лучшими в районе, а ученица 9 класса стала участницей регионального этапа олимпиады по истории.
Извещение о закрытии школы, впервые озвученное в апреле 2015 года, шокировало всех жителей села. Ведь в Барурово подрастает 30 первоклассников, уровень подготовки педагогического состава соответствует требованиям. Помимо всего прочего, школа располагала необходимым оборудованием в кабинетах и столовой, а также самым большим в районе спортзалом. В школе были тёплые туалеты и собственная котельная. Но власти свое решение пояснили экономической нецелесообразностью: слишком «жирно» ежегодно тратить из бюджета 467,4 тыс. рублей на содержание школы, в которой на 27 учеников приходилось 11 сотрудников.
Вероятно, бедность заставила чиновников «забыть» о причинах уменьшения числа учащихся. Но баруровцы не забыли. Провели сход, написали обращение и в течение полугода они обивали пороги различных чиновничьих кабинетов с просьбой не закрывать школу. Но все, что им удалось добиться, — это документ с обязательствами обеспечения готовности школьников села Батурово к обучению в Кучукской школе.
Кстати, обязательства эти так и остались на бумаге.
В июне, не найдя поддержки у власти, родительский комитет школы хотел принять участие в акции протеста против закрытия школ, которая проходила в Шелаболихе. Но, оказалось, что, сделать это не так-то просто. Местная власть ревностно охраняет свое спокойствие.
«Протестовать напротив здания районной администрации не разрешили — выделили место на пятачке рядом с рынком. Участниками пикета были 14 человек — представителей закрывающейся школы села Подгорное. Мы написали свои плакаты и тоже хотели присоединиться к акции. Но когда пришли в Шелаболиху, то увидели, что люди на пикете молча стоят, прикрывая плакатами лица. А прикрывали они потому, что боялись — полицеские переписывали их всех, и никого не пускали даже близко к ним подойти. А нам правоохранители пояснили: перед тем, как присоединиться к протестующим, нам нужно было получить разрешение. А коли у нас его нет, то могут штрафануть нас на 20 тыс. рублей», — поделились пережитым члены родительского комитета батуровской школы.
«Бесполезно, никуда достучаться не можем. Писали и в комитет по образованию, и президенту Путину, и губернатору Карлину, — даже к уполномоченному по правам ребенка Павлу Астахову обращались. Никто нас не слушает», — от этих слов, сказанных мне жительницей села Аленой Трошиной, веет безысходностью. Варианта у нее два два — смириться с закрытием школы или менять место жительства. Но если с учебой в новой школе решено окончательно, то почему за неделю до Дня знаний власти не решили, как обещали, вопросы безопасной перевозки детей?
К школе готовы?
«Учреждения образования края проходят проверку на степень готовности к учебному году. Более 90% школ, детских садов и других организаций уже приняты, ждут не дождутся учеников, готовят для них сюрпризы», — донесли недавно до общественности телевизионщики с ГТРК «Алтай».
А для первоклашки Андрея Лаврентьева из села Батурово сюрприз начнется уже с дороги. Его путь к знаниям будет поистине тернистым с самых первых шагов. Ведь ходьбы от родного дома Андрюши до школы, порог которой он впервые переступит 1 сентября, — 3 км полем. А до остановки, где организована остановка школьного автобуса — 1 км.
«Было принято решение о том, чтобы пунктом сбора детей для отправки в Ккучукскую среднюю школу сделать площадку возле нашего сельского магазина. Потому что по СанПиНу протяженность маршрута ребенка до места сбора в школьный автобус должно быть не более 1 км. Если бы оставили старую точку, где в прошлом году собирали учеников 10−11 класса, то у некоторых наших детей путь до этой самой остановки был бы таким же, если бы было можно напрямую в Кучук ходить. И вот мы с администрацией решали — я сам рисовал карту — единственное доступное место для организации остановки как раз возле магазина. Но проблема оказалась в трассе — эти 200 метров», — пояснил теперь уже бывший директор бывшей Батуровской основной общеобразовательной школы Владимир Камышлов.
Как и члены родительского комитета, он беспокоится: успеют ли власти, как обещали, к 1 сентября сделать безопасным для перевозки детей небольшой, но опасный участок дороги. Беспокойство это небезосновательно.
«Нас пугает дорога, по которой собираются наших детей в школу возить. Она сделана из глины, глина вся осыпется, весной и осенью здесь ничего не будет — дорогу полностью смоет. Начинаешь говорить — никто об этом слышать не хочет. Мы за детей переживаем. Если наша школа не соответствует нормам обучения, то хотя бы дороги должны соответствовать — чтобы было безопасно по ним ребятишек в другую школу возить», — об этом Алена Трошина рассказывала, стоя на одном из проблемных мест дороги.
«Узкоколейка» на кромке оврага вроде бы расширена и укатана подсыпкой, но при ближайшем рассмотрении — словно «присыпана». Сложно представить, как здесь будет ездить школьный автобус, если даже под тяжестью одного человека на обочине грунт проваливается! Кстати, сам овраг сейчас напоминает ловушку охотника: туда свалили спиленные деревья. Заграждения пока нет, не дай Бог, машина упадет — на ветви, как на колья насадит», — опасается Алена Игоревна.
К тому-же, по ее словам, ремонтники не позаботились о ливневых трубах. «Они их засыпали! Оставили лишь одну, ту, что ближе к трассе. Но у нас тут по весне очень сильный паводок бывает — вода с полей зальет все и снесет дорогу», — переживает Алена Трошина.
Работники Шелаболихинского ДРСУ, которые взялись укреплять дорогу, оправдываются: мол, поступили не то чтобы халатно. Они сделали так, как позволили имеющиеся силы и средства.
«Работы ведутся авансом. Я слышал от руководства, что администрация района задолжала нашему ДРСУ большие деньги за уже выполненный объем работ, поэтому оно пойдет в арбитражный суд», — поделился «секретом» бригадир Иван Н.
Вторым опасным участком для перевозки школьников оказался уже возведенный остановочный павильон.
«Нереально, чтобы в эту маленькую коробочку, в ожидании автобуса, уместились почти 30 школьников и сопровождающий персонал. Вдобавок установлен павильон с подветренной стороны. Зимой остановка будет напоминать большой сугроб», — недоумевает Алена Трошина.
Между тем, согласно срокам, обозначенным в уже упомянутом выше Плане мероприятий, все работы уже должны были быть согласованы с ГИБДД. Подписан он главой Шелаболихинского района Александром Тарасенко.
«Глава района заверил, что из дорожного фонда будут изысканы средства, заключен будет договор с дорожникам и дорогу сделают по ГОСТу, — все, как положено. Выезжала комиссия, все заверения на этот счет были даны», — отмечает бывший директор школы Владимир Камышлов.
В спортивном зале он даже продемонстрировал батареи отопления, которые будут срезаны и пойдут на установку дорожного ограждения. Таким варварским образом родную школу используют для «помощи» в учебе бывшим ученикам.
Сейчас родители переживают, какой будет автобус? Говорят, ГАЗелька. Значит, детишек будут возить до школы частями.
Насколько надежной окажется дорога в школу? Говорят, что в ГИБДД ни за что не примут такую работу дорожников.
Поэтому селяне, на всякий случай, готовятся к своей последней акции протеста. Ее вряд ли удастся разогнать полицейским.
Они приведут своих детей к старой, ЛЮБИМОЙ школе, и, несмотря ни на что, проведут Праздник знаний в Батурово.
Вероятно, так поступят и в других селах Алтайского края, где 1 сентября больше не распахнут свои двери родные сельские школы.
За последние годы более 300 школ региона прекратили свое существование.
Справка:
Первое упоминание о школе в селе Батурово относится к 1890 году. Она размещалась в церковной сторожке и обучалось в ней 10 учащихся. Известна фамилия первого учителя — Шабурников. Позже был построен специальный дом, размером с крестьянскую избу. Численность учащихся доходила до 40 человек. Декретом Советской власти школа была отделена от церкви. В Батурово была создана единая трудовая школа. Здесь обучались до 4 класса. Первый выпуск семилетней школы был сделан в 1944 году. С 1992 года в селе Батурово средняя школа. В 2012 году школа реорганизована в основную общеобразовательную.