В Казахстане — обвальная девальвация. Четвертая за 16 лет. Между первой и второй (кризисы 1998−1999 гг. и 2008−2009 гг.) прошло 10 лет, теперь обвалы пошли чаще. В феврале 2014 г. на ровном месте произошла девальвация, названная некоторыми казахстанскими экспертами «тупой». Действительно, никакой ясной причины ее не известно, зато она, уже по политическим мотивам, заставила власти затягивать со следующей девальвацией — нельзя же в электоральный момент два раза в год опускать курс нацвалюты! Но — «сколько веревочке не виться»… В итоге новый обвал тенге пришел через полтора года.

xenos.finhosting.fi
Нурсултан Назарбаев.

Кстати, сбылся приведенный в предыдущей статье по этой проблематике прогноз — что девальвация, скорее всего, произойдет уже после юбилея президента Назарбаева, после середины июля.

Девальвация тенге в нынешних условиях, имея в виду динамику рубля, юаня, лиры и нефтяных цен, дело естественное. Но характерно то, как это происходило.

После февральского одномоментного падения в 2014 г. со 155 до 185 тенге за 1 доллар нацвалюта обесценивалась очень медленно, поражая всех своей устойчивостью. Лишь в середине минувшего июля цена тенге приблизилась к верхней границе действовавшего тогда обменного курса и составила 187,05 за доллар. Нацбанк расширил коридор со 170−188 тенге до 170−198. Интересно сейчас читать публикации той, совсем недавней, поры. Например, с таким названием: «Казахстан ждет плавной девальвации тенге». И следующей цитатой — «Некоторые экономисты сочли действия регулятора признаком плавной девальвации, хотя монетарные власти и бессменный президент Нурсултан Назарбаев не раз убеждали, что не станут повторять прошлогодний эксперимент с обвалом тенге на 19 процентов за один день вслед за ослаблением российского рубля».

Тогда многие поверили. Вот из той же публикации: «Расширение верхней границы коридора на 10 тенге указывает на то, что регулятор все-таки будет придерживаться политики плавной девальвации в ближайшие пару лет с последующим переходом на инфляционное таргетирование». Буквально два дня назад довелось общаться с алма-атинским бизнесменом, предприятие которого абсолютно зависит от импортных расходных материалов. Он ждал цены 200 тенге за доллар к концу года. И таких было немало.

Однако в день годовщины начала ГКЧП на валютных торгах тенге приблизилась к верхней границе коридора. Характерно, что даже после этого почти никто не прогнозировал того, как стали развиваться события: «По мнению большинства аналитиков, данный скачек является контролируемой девальвацией и в скором времени будет установлен новый обменный курс тенге», — сообщил один из казахстанских ресурсов.

Однако 20 августа на утренней сессии KASE доллар установился на уровне 255,26 тенге, а в банках его курс достиг отметки 257 тенге. На селекторном совещании в правительстве премьер-министр К.Масимов заявил, что валютный коридор как таковой в Казахстане отменяется, обменный курс тенге будет формироваться на основе рыночного спроса и предложения. Обменные пункты, открывшиеся к обеду, установили, в среднем, следующие цены за 1 доллар: 252 — покупка, 254 — продажа. Это никак не «19-процентная девальвация»… Впрочем, в официальном «дискурсе» и слова «девальвация» стараются избегать.

Трудно не вспомнить слова из предыдущей нашей статьи по курсу тенге финансового аналитика А.Кусаинова:

«Сама по себе девальвация — это даже не инструмент, это результат политики. Почему у нас она становится инструментом? Потому, что у нас противоестественным образом фиксируют курс. И в какой-то момент экономика уже либо лопается, либо надо менять курс. Поэтому только в Казахстане шоковая девальвация становится инструментом».

В отличие от предыдущих случаев падения нацвалюты, по крайней мере в Алма-Ате ажиотажа у обменников нет. Но настроение и у обывателей, и у бизнесменов объяснимо унылое. Характерную оценку ситуации дала Л.Худова, руководитель Ассоциации предприятий легкой промышленности Казахстана:

«Ситуация для производителей становится еще сложнее. Мы экспортируем с «гулькин нос», зато все импортируем все: сырье, ткани, красители, материалы, начиная буквально от шнурков. Мы в этом плане импортозависимая страна. Теперь импорт становится дороже».

Что будет дальше с валютным рынком страны? О каком-то консолидированном мнении в первый день девальвации говорить, конечно, не приходится. Глава правительства, вполне логично, говорит, что равновесный курс тенге установится в течение недели. Но — что дальше? Понятно, что на волне очередной, четвертой в истории Казахстана, обвальной девальвации, появляются самые мрачные прогнозы. Так, известный экономический обозреватель Д.Кривошеев предполагает, что тенге может опуститься до уровня 380 за 1 доллар. Есть и сравнительно более «умеренные» прогнозы. Так, в беседе с нами С.Домнин, заместитель главного редактора делового еженедельника «Эксперт Казахстан», согласился, что в течение ближайших дней будет сохраняться ажиотаж, доллар будет прыгать. Затем последует отскок на приемлемое значение, но на каком уровне оно сложится сегодня уверенно сказать нельзя.

«При сохранении текущих цен на нефть, логично ожидать движение в пределах 230−250 тенге за доллар. Но это скорее мнение, чем расчет. Важно понимать, что объем торгов на KASE в четверг не был высок, всего 222 млн. долларов (на утренней и дневной сессиях). Для сравнения, в день расширения коридора, 16 июля, было проторговано 537 млн. Иными словами пока крупные участники не хотят или не могут оказывать спекулятивное давление. В перспективе нескольких месяцев курс тенге будет коррелировать с нефтяными котировками и курсом рубля.

Если говорить о результатах для всей экономики, то очевидно, что вырастет выручка экспортеров в тенговом выражении, соответственно, увеличится объем доходов госбюджета. Впрочем, если цены на экспорт продолжат падать, то позитивный эффект вряд ли окажется значительным. Поскольку подавляющее большинство товаров долговременного пользования в РК импортируется, следует ожидать роста цен на данные товары. Конечно, подорожает весь импорт, кроме российского (значительная часть взаимной торговли идет в рублях).

Логично ждать всплеска инфляции. Но Нацбанк и правительство уже анонсировали переход к инфляционному таргетированию, удержанию индекса потребительских цен в коридоре 6−8% в годовом измерении. Вероятнее всего, регулятор будет выполнять норматив, сжимая денежную массу. Это ударит и по без того слабой деловой активности. Посмотрим, окажутся ли анонсированные сегодня инструменты экономических властей, которые они используют для насыщения экономики длинными дешевыми деньгами, эффективными».