vashipitomcy.ru
Ошейник с шипами.

Германия занимает в экономике Польши особое место. Это в течение последних 20 лет не только крупнейший торговый партнер, немецкий капитал занимает также первое место среди иностранных инвесторов, действующих в Польше. Власти преподносят этот факт прежде всего как собственное достижение. Однако для рядовых поляков оценка экономической экспансии могучего западного соседа не так однозначна: видят они также её темные стороны. Не случайно в публичных дискуссиях, в том числе с трибуны Сейма, раздаются голоса о «немецкой экономической колонизации» Польши.

В 2014 году две страны достигли рекордного уровня двустороннего товарооборота, который составил 87,4 млрд евро. При этом исторический рекорд побил польский экспорт в Германию, а положительный баланс (в пользу Польши) превысил 6,2 млрд евро. Экспорт в Германию составил 26% общего объема польского экспорта, а импорт — 22% его общего объема. В свою очередь Польша занимает восьмое место среди главных торговых партнеров Германии, опережая, в частности, Россию, Италию, Данию и Швецию.

Немецкие прямые инвестиции в Польше, начиная с периода трансформации польской экономики в 1989—1990 годах, превысили 27,5 млрд евро. Самые мощные немецкие концерны — E. ON, Siemens, Deutsche Telekom, Allianz, Volkswagen, Bayer — уже давно пустили корни в Польше. Некоторые из них активно участвовали в приватизации государственных польских предприятий 1990-х годов, которую сейчас некоторые экономисты называют распродажей за бесценок или — еще досаднее — разграблением национальной собственности.

Трудно найти отрасль, в которой не было бы заметной роли немецкого капитала. Его позиция сильна также в стратегических для государства отраслях — в частности, в энергетике, телекоммуникациях и банковском секторе. Причем некоторые немецкие банки выступают под своими марками (как Deutsche Bank), а другие скрываются за марками купленных, теперь уже польских только по названию, банков. Электричество в дома варшавян доставляет концерн RWE, а по всей стране поляки видят немецкие гипермаркеты Real, Kaufland, Praktiker, OBI, а также вездесущие супермаркеты Lidl, построенные даже в небольших городках.

Многие немецкие инвестиции имеют метку крупнейших. В частности, под конец прошлого года концерн Volkswagen под Познанью начал крупнейший промышленный инвестиционный проект в течение последних 10 лет во всей Европе: это строительство на площади 220 га завода, который будет выпускать 85 тысяч автомобилей для бизнеса — модель VW Crafter. Химический гигант BASF является собственником крупнейшего в Европе завода, производящего автомобильные катализаторы.

С другой стороны, даже обычно политически правильным немцам не удалось избежать скандалов вокруг некоторых своих инвестиций в Польше и обвинений во враждебном поглощении польских фирм. Тот же BASF под конец 2012 года купил химический завод «Захем» в Быдгощи (был он пятым в Европе по объему выпуска полуфабрикатов для производства мягкой полиуретановой пены), чтобы ликвидировать его как своего конкурента на рынке.

Еще раньше, когда немецкий концерн RWE в 2002 году реализовал сделку по покупке варшавской энергетики, одними из самых мягких были обвинения в сознательном снижении властями польской столицы цены предприятия ниже его реальной стоимости. С трибуны Сейма можно было услышать комментарии значительно поострее: «После продажи варшавской энергетики нужно сказать: после капитуляции Варшавского восстания в 1944 году это очередная капитуляция Варшавы перед насилием немецких колонизаторов. Тем более позорна, что она была подготовлена польскими предателями за иудейские сребреники».

Многие поляки проливали слезы, узнав, что известный и любимый еще с социалистических времен польский производитель домашней техники Zelmer перешел в руки немецкого конкурента — концерна Bosch und Siemens. В этом случае также вполне реальны подозрения в том, что немцы заинтересованы были прежде всего маркой, а также сетью продаж и сервиса польского производителя, который — несмотря на все потрясения, связанные со сменой экономической системы в стране, — сохранил за собой позицию лидера на польском рынке бытовой техники. Каков будет окончательный итог «германизации» польского производителя, не известно: два года спустя после его продажи немцам он пока выступает под собственной маркой.

В руки немцев перешли также многие другие «родовые драгоценности» поколений поляков — как, например, недавно страховое общество Warta, образованное почти сто лет назад (в 1920 году), или на волне приватизации 1990-х годов несколько предприятий, действовавших под известной маркой Pollena.

Особенно болезненна для многих поляков невероятная и уникальная в масштабе Европы концентрация в руках немцев средств массовой информации в Польше. Сейчас немецким концернам принадлежит 90% местной печати и региональных информационно-публицистических интернет-порталов! Они же являются собственниками популярных общенациональных радио- и телестанций, а также влиятельных интернет-порталов. Немецкий Axel Springer издает в Польше Newsweek и Forbes, не говоря уже о том, что за более специализированными, но также имеющими солидную читательскую аудиторию изданиями типа «АвтоМото» или «Спортивное обозрение» также стоят тузы немецкого капитала. В связи с желанием скрыть свое немецкое происхождение и при этом завоевать симпатию неведающей публики, некоторые издания решаются на курьезные шаги: принадлежащий немцам таблоид, к примеру, по случаю очередной годовщины Варшавского восстания опубликовал недавно серию фотографий о том, как выглядела бы Варшава, если бы немцы… не сровняли ее с землей во время этого восстания.

В контексте огромного влияния этой армады СМИ на польское общественное мнение особую актуальность приобретают бессмертные слова Наполеона: «Я больше боюсь трех газет, чем трех тысяч штыков». Эту истину быстро понял рок-певец Павел Кукиз, enfant terrible майских президентских выборов в Польше. Выступил он в них в роли антисистемного кандидата, который без гигантских партийных бюджетов, а лишь при поддержке группы энтузиастов занял в первом туре голосования третье место с феноменальным результатом (более 20% голосов). Во время предвыборной кампании он на себе почувствовал беспардонные атаки системных СМИ и впервые на широком политическом форуме выдвинул призыв к ограничению роли немецкого капитала в Польше, подчеркивая, что он «действует против интересов немецких корпораций». Позже выступил с конкретными предложениями таких ограничений — пока касающимися только СМИ. В частности, он заявил о необходимости введения запрета на концентрацию в руках одного собственника более 20% рынка, а также запрета перекачивания государственных денег в карманы иностранных концернов через рекламу в их изданиях.

Идею пристальнее присмотреться к действиям немецких концернов в Польше наверняка поддержат 14 тысяч работников сети супермаркетов Lidl, которая известна своими кровожадными методами управления персоналом и нищенскими заработками, поэтому сами супермаркеты польские профсоюзные лидеры без обиняков называют «исправительно-трудовыми лагерями». Буквально на днях оказалось, что немцам путем террора в отношении работников удалось окончательно подавить попытку организации в их сети профсоюза.

Александр Шторм специально для ИА REGNUM из Варшавы