Если абстрагироваться от политических мотивов наблюдающегося сегодня сближения Белоруссии и Евросоюза, то оказывается, что истинная причина последних действий белорусских властей заключается скорее не в желании повысить свой международный статус, а в стремлении отсрочить крах местной экономики за счет «западных партнеров». Тем более что в условиях надвигающихся президентских выборов властям крайне важно положить хоть что-нибудь в карман простым гражданам, чтобы после 11 октября достать это обратно. Поэтому перед руководством республики сегодня стоит первоочередная задача — найти дополнительные финансовые источники для сохранения в ближайшем времени социально-экономической стабильности в стране. При этом в Минcке готовы пойти на любые условия, чтобы достигнуть желаемого.

Кадр из фильма «Венецианский купец», реж. Майкл Редфорд, 2004 г.

Проблема в данной ситуации заключается в том, что давать деньги белорусам просто так никто не собирается. Даже Россия сегодня не имеет ни особого желания, ни возможностей спонсировать Минск в прежних объемах. Об этом свидетельствует тот факт, что из запрошенных еще в прошлом году $2,5 млрд., Белоруссии выделили пока только меньше половины, да и то главным образом на обслуживание процентов по предыдущим кредитам. Например, 24 июля стало известно, что к выделенным ранее $110 млн., Москва решила направить белорусам еще $760 млн. государственного кредита (в российских рублях на срок 10 лет, включая четырехлетний льготный период) для погашения кредитов, выданных ранее республике, как Россией, так и Евразийским фондом стабилизации и развития. Вместе с этим российское руководство дополнительно решило провести «пролонгацию существующих кредитных обязательств» белорусов, что вместе с поступившими средствами позволило Минску немного расслабиться. Однако в любом случае, перед Белоруссией, которая все еще позиционирует себя в качестве социально-ориентированного государства, по-прежнему остро стоит проблема нехватки средств. И никакие бравые высказывания главы Национального банка РБ о том, что страна располагает необходимыми ресурсами для обслуживания внешнего долга, а также заявления главы государства о финансовой стабильности в республике, не могут скрыть панического настроения в руководстве страны. Именно поэтому в Минске и было решено пойти на более глубокое сотрудничество с западными финансовыми структурами, что, в конечном счете, может привести страну в ловушку, выбраться из которой белорусам будет практически невозможно.

Сегодня многие местные эксперты и аналитики из числа тех, кто финансируется западноевропейскими и американскими фондами, заявляют, что именно сотрудничество с ЕС и США могут спасти республику от коллапса. По их мнению, получение экономической помощи со стороны Запада принесет белорусам ряд серьезных перспектив. Например, вместе с новыми кредитными ресурсами в страну придут западные технологии, увеличится количество инвестиций, расширится возможность сбыта белорусской продукции на европейском рынке, создадутся более благоприятные условия для трудовой миграции и т.п. Правда, столь радужные заявления не всегда учитывают множество факторов и реальных примеров того, что в действительности ожидает слаборазвитые экономики в случае их вливания в «дружную семью европейских народов» и рассчитаны, как правило, на создание иллюзии в сознании простых граждан. При этом доморощенные аналитики, обвиняющие в нынешней ситуации А. Лукашенко и Кремль, предпочитают не вспоминать о том, что именно Россия, а не Запад на протяжении всего периода независимости Белоруссии, субсидировала ее экономику и не давала стране скатиться в долговую яму.

Как известно, российские субсидии в республику по разным оценкам составили за последние два десятка лет от $50 до 70 млрд., что приблизительно равно нынешнему годовому ВВП страны. И на этом фоне та финансовая помощь, которую «оказали» белорусам западные финансовые круги, кажется просто смехотворной, так как она практически в 10 раз меньше российской. Но даже это не останавливает нынешних приверженцев западноевропейского пути развития. По их мнению, если бы Белоруссия объявила о своем стремлении стать полноправным участником ЕС, что сегодня выглядит бесперспективно даже со стороны самого Евросоюза, то республика могла бы рассчитывать на куда большую финансовую помощь. Якобы для стран, которые готовятся или уже вступили в ЕС, предлагаются условия финансирования, которые преследуют «единственную цель» — подтянуть новичков до среднеевропейского уровня. В качестве примера всегда приводится Польша, которой из бюджета Евросоюза на 2014−2020 годы планируется выделить 76 млрд. евро, а так же многострадальная Украина, куда западные инвесторы по-прежнему обещают влить десятки миллиардов помощи. Правда, в обоих случаях примеры выбраны неудачно, так как Варшава спонсируется Брюсселем в качестве главного форпоста на границе с Россией, и свою роль она никому никогда не отдаст, а Киев уже давно доказал всему миру, что верить европейским и американским обещаниям попросту глупо. Более того, как правило, все забывают привести и иные примеры: страны Прибалтики, промышленность которых была полностью уничтожена за годы их независимости, а сами республики подсажены на кредитную иглу, а также государства Южной Европы, где безработица в ряде случаев уже перешагнула рубеж в 25%, а совокупный долг перед иностранными кредиторами стал выше уровня годового ВВП. И при всем этом в Белоруссии, в том числе и среди руководства страны, все еще надеются на то, что у западных банков к республике будет совсем иное отношение, так как она близка к России и сегодня может похвастаться растущим международным статусом.

Необходимо напомнить, что в нынешнем году в РБ уже побывало немалое количество не только западных политиков, но и представителей различных финансовых кругов. Например, сюда приезжал глава Европейского банка реконструкции и развития Сума Чакрабарти, который обсуждал с руководством страны возможность развития долгосрочных финансовых отношений. Правда, никакой серьезной конкретики на встрече высказано не было, хотя ЕБРР уже не первый год работает в Белоруссии и поучаствовал здесь в 66 проектах на просто «астрономическую» сумму в 1,5 млрд евро (сегодня их инвестиционный портфель включает еще семь проектов на общую сумму в 1 млрд евро). Вряд ли американские, японские и европейские банкиры, которые являются главными акционерами ЕБРР, готовы вкладывать в Белоруссию огромные средства, не получив определенных гарантий со стороны государства. Таких же гарантий от Минска ждут и в иных финансовых структурах Западного мира, например, во Всемирном банке и Международном валютном фонде, о сотрудничестве с которыми официальные белорусские власти в последнее время стали говорить все громче. Еще в середине апреля белорусский премьер-министр А. Кобяков на встрече с директором отдела Украины, Белоруссии и Молдавии Всемирного банка Чимяо Фаном заявил, что «страна рассчитывает на активную позицию и его поддержку при обсуждении дорожной карты с Международным валютным фондом во время весенней сессии МВФ и ВБ в Вашингтоне», и сегодня взаимодействие двух сторон «выходит на качественно новый уровень». То, что белорусы ведут активные переговоры с МВФ было подтверждено как главой миссии Фонда в Белоруссии Д. Хоффманом, так и министерством финансов РБ. По заявлению последнего, «власти страны на самом высоком уровне готовы предоставить гарантии проведения структурных реформ в соответствии с требованиями МВФ и рассматривают возможность начала новой программы МВФ для республики». Однако возможные выгоды от данного сотрудничества могут быть перечеркнуты множеством минусов, на которые в Минске, похоже, в преддверии выборов стараются не обращать внимания.

Как известно, МВФ выдает кредиты под весьма своеобразные и жесткие условия. Например, главным и фактически единственным требованием Москвы всегда было «выполнение обязательств по уплате процентов и погашению основного долга по ранее предоставленным Российской Федерацией госкредитам, а также кредитам, полученным из Антикризисного фонда ЕврАзЭС». В МВФ же хотят куда больше, а сами кредиты по самой распространенной схеме «stand by» выдаются только на те цели, которые были заранее согласованы с Фондом. При этом средства должны использоваться только для осуществления согласованных мероприятий, что тщательно контролируется мониторинговыми миссиями. Сегодня Международный валютный фонд требует от Минска «безотлагательно начать осуществлять решительную переориентацию экономической политики в целях обеспечения стабильности и устойчивого восстановления экономики». При этом в новой программе сотрудничества предлагается реализовать комплексный пакет «глубоких структурных реформ и последовательной экономической политики», реальным итогом которых может стать резкое обнищание населения, рост социальной напряженности и долговая кабала государства. Например, предлагается ввести гибкий обменный курс, провести либерализацию цен (повысить цены на энергоносители на 260 — 280%), увеличить цены на услуги ЖКХ и транспорт до уровня полного возмещения (повышение цен на 320 — 340%), заморозить заработную плату, ликвидировать социальные льготы, повысить пенсионный возраст, а также определить планы по приватизации в корпоративном и банковском секторах и многое другое.

Казалось бы, Белоруссия как формально социально-ориентированное государство не может пойти на подобные условия. Однако последние действия белорусских властей свидетельствуют об обратном. Например, еще в мае председатель Нацбанка РБ П. Каллаур заявил о том, что руководство страны готово и дальше проводить политику более гибкого курса национальной валюты, а также продолжить структурную реформу белорусской экономики. Правда, пока дальше слов дело не пошло, что косвенно подтвердили итоги недавней миссии МВФ, работавшей в Минске с 8 по 15 июля: «Группа экспертов провела конструктивные переговоры с властями Республики Беларусь о достигнутом прогрессе в реализации политики и планировании по важнейшим направлениям, в том числе и в области структурных реформ… При условии, что в данной работе будет достигнут достаточный прогресс, визит миссии для проведения официальных переговоров по программе может быть запланирован позже в этом году». Проще говоря, для того, чтобы заполучить такие заветные $3,5 млрд., белорусским властям необходимо сделать еще больше, не думая о возможных последствиях, которые, к слову, могут быть весьма печальными.

Необходимо напомнить, что Международный валютный фонд — это коммерческая организация, главной задачей которой является зарабатывание денег, а не спасение гибнущих экономик. Поэтому все его действия направлены лишь на то, чтобы обеспечить условия для абсолютного выполнения кредитополучателем своих долговых обязательств. Исходя из этого, в МВФ и формируют требования, в основе которых лежит тезис о том, что если государство не может увеличить свои доходы, то оно обязано сократить расходы и залезть в карман к простым гражданам. Высвобожденные же при этом деньги идут не на развитие экономики, а на погашение процентов по кредитам, что вполне устраивает иностранных кредиторов. Даже в случае, когда страна доведена до фактического дефолта и не может платить по долгам, всегда есть возможность забрать у должника различные активы и имущество. Например, по имеющейся сегодня информации, у Белоруссии такового наберется на $100 млрд., что является дополнительной мотивацией для МФВ и прочих финансовых структур Запада. К тому же нельзя забывать и о том, что практически все программы Фонда всегда сопровождаются определенным списком компаний и технологий, которые должны быть включены в работу местной экономики. При этом их деятельность и прибыль должны быть гарантированы государством, что, в конечном счете, ставит их в более привилегированное положение по сравнению с местными производителями. В итоге, национальные компании не выдерживают конкуренции и банкротятся, а их место занимают организации, пришедшие вместе с западными инвестициями и кредитами. И примеров подобного развития ситуации в настоящее время предостаточно — стоит только вспомнить Аргентину или ту же Украину. Конечно, можно сказать, что таков рынок, и побеждает сильнейший. Однако когда это делается намеренно и по заранее спланированному сценарию, верить в то, что кому-то удастся переиграть МВФ, ЕБРР или ВБ, по меньшей мере, безрассудно.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что сегодня на Западе никто не видит для белорусов иной роли, кроме как очередной дойной коровы с дополнительным эффектом раздражения России. Ни о какой реальной финансово-экономической помощи ради улучшения ситуации в республике в ЕС и США никогда не думали и, по всей видимости, в обозримом будущем вряд ли задумаются. Осознавая, что вовлечь политическими инструментами Белоруссию в свою зону влияния за последние два десятка лет так и не удалось, на Западе было решено попытаться сделать это при помощи финансовых инструментов. И, к сожалению, белорусское руководство уже готово попасться на удочку вечно улыбающихся европейцев, продав собственный суверенитет за несколько миллиардов долларов. Будет ли на это спокойно смотреть Россия — вопрос на данный момент открытый, так как у Москвы действительно нет свободных средств на поддержание своего соседа. Поэтому перед Кремлем стоит довольно непростая дилемма: или пока не вмешиваться в процесс сближения Белоруссии и ЕС, чтобы дать возможность Минску на волне роста его международного статуса получить определенную финансовую передышку за счет западных кредитов, либо усилить процесс финансовой интеграции стран в рамках ЕАЭС. И от того, что в конечном счете выберут в Кремле, во многом зависит и ближайшее будущее республики.