Несырьевой экспорт нуждается сегодня в проработке механизма функционирования. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, проблемы экспорта обсудили сегодня, 19 июня, на одной из сессий Петербургского международного экономического форума.

Представитель одного из крупнейших экспортеров, гендиректор ООО «Гардиан Стекло Сервисис» Андрей Стольный отметил, что кризис помог наладить диалог с властью на самых разных уровнях: минэкономразвития оперативно реагирует на просьбы и возникающие проблемы. Появившаяся схема одного окна помогает в работе, однако требуется более детальная проработка механизмов. При этом, компания чаще сталкивается с организационно-институциональными проблемами, чем с финансовыми. «Когда мы выбирали, куда поставлять нашу продукцию — в Польшу или Южную Африку, выбрали Африку, потому что туда ходят контейнеры, а не железная дорога с высокими тарифами», — пояснил Стольный.

Представитель минэкономразвития подчеркнул, что для помощи компаниям нужно будет проводить точечную работу, чтобы конкретный продукт продвинуть в конкретные страны. Здесь участники рынка предложили использовать опыт Индии, где под разные сферы — медицина, IT, — были созданы различные офисы, ориентированные на конкретный экспорт.

Председатель правления АО «Росэксимбанк» Дмитрий Голованов добавил, что нужно дополнительно прорабатывать набор критериев эффективности, в том числе, чтобы понимать, когда нужно увеличить господдержку экспорта. В этом направлении уже предпринят ряд шагов, например, создан Центр поддержки экспорта, которому выделено 10 млрд руб.

Замгендиректора ЗАО «Рено Россия» Игорь Титов предложил Центру использовать опыт экспортноориентированных стран: Японии, Южной Кореи и других. Он также подчеркнул, что такие программы должны перекликаться с программами поддержки промышленности. Он добавил, что компания сейчас рассматривает развитие производства в России, чтобы экспортировать автомобили за рубеж.

Эту, казалось бы, непопулярную идею поддержал замминистра промышленности и торговли Георгий Каламанов, который заявил, что Россия должна задумываться об экспорте автомобилей, несмотря на падение рынка.

Другую непопулярную сегодня идею высказал член совета директоров ОАО «ЧТПЗ» Александр Филатов: надо чтобы инструменты поддержки работали с западным финансированием, потому что российской банковской системы не хватит чтобы профондировать крупные проекты.