«Уверен, что любые домашние блины, несомненно, будут вкуснее, да и полезнее, чем блины из разрекламированного михалковского фаст-фуда «Едим как дома», — заявил сегодня, 4 июня, в беседе с корреспондентом ИА REGNUM, первый постсоветский городской голова Калуги Виталий Черников.

По словам бывшего градоначальника, «столь небольшие российские города, как Калуга с населением порядка 300 тыс. человек, всегда отличались своей самобытностью и колоритом, считая и местный общепит. Между тем сеть отечественных или зарубежных закусочных по методу фаст-фуда практически ликвидирует общественное питание на местах, лишает «изюминку» домашней кухни на базе небольших и сравнительно недорогих семейных кафе и закусочных, которые так привлекают гостей области. Ведь за время пребывания в Калуге приезжие могут отведать обеды и завтраки действительно домашнего приготовления по фирменным семейным рецептам разных хозяек. А ведь любой фаст-фуд — на самом деле это унификация и не важно, как он будет называться: биг-маком или котлетой. По тем же принципам создавал свою сеть ресторанов небезызвестный «Макдоналд», так как американцы дома ели сэндвичи. Да и в закусочных господина Михалкова еда также будет готовиться унифицированно и в ускоренном варианте. Однако, по моему мнению, главное — в другом. Любые сети это — враг малому бизнесу на местах. Дело в том, что малый бизнес живет постоянным клиентом, самобытностью и качеством продукции, потому что, если она будет некачественна, то он просто разорится. Он просто не может себе позволить готовить плохо. Впрочем, жизнь показывает, что при всей своей внешней привлекательности фаст-фуд - далеко не эксклюзив и может себе готовить средненько. Все равно возьмут. Да и поскольку фаст-фудовская пища выходит относительно дешевле, чем в маленьких семейных кафе, то, естественно, массовый клиент из небольших точек общепита начинает «перетекать» в большую сеть. Как это показывает пример с ресторанами быстрого питания сети «Макдоналдс». Он так же с качественного уровня скатился до так называемой «стандартизованной» формы еды. Потому что это выгодно для коммерсантов — готовить проще, вкладывать меньше, а доходы получать высокие. Люди по инерцию продолжают пользоваться фаст-фудом, даже если его качество приготовления снижается. Вот почему любые сети для таких городов, как Калуга — губительны для местного малого предпринимательства».

«Как бывший городской голова считаю, что нынешним калужским властям надо не звать варягов, а развивать свое предпринимательство, поощрять его не на словах, а на деле. Тем более в условиях нынешнего кризиса, когда люди массово теряют рабочие места и закрываются предприятия. Надо дать возможность создавать небольшие семейные предприятия, компании и в частности, кафе, домашние кухни, закусочные. Это могло бы в нелегкие времена поддержать различными рода преференциями существование их семей. Между тем фаст-фуд ищет дешевую рабочую силу. Вот смотрите: кто работает сегодня в фаст-фуде. Это в основном приезжие молодые люди из стран Средней Азии, не имеющие, соответственного образования и профессии. Да и особой квалификации фаст-фуд не требует. Ведь здесь все процессы стандартизированы. На мой взгляд, также будет происходить и в сети закусочных братьев Михалкова и Кончаловского под новым брендом «Едим как дома», — считает Черников.

«Из СМИ известно, что режиссеры направили президенту РФ Владимиру Путину письмо, в котором попросили выделить им почти миллиард рублей на создании национальной сети общественного питания. Учитывая тот факт, что губернатор Калужской области Анатолий Артамонов охотно поддержал данный проект, то не исключено, что были предварительно какие-то договоренности по различным формам софинансирования этой затеи со стороны региона. Впрочем, главное здесь в другом. Малый бизнес области на свой страх и риск, не имея поддержки, открывает небольшие точки общественного питания, уже несет огромные издержки в связи с удорожанием продуктов и снижением клиентуры. По еще оптимистическим данным калужским рестораторов, спрос на их услуги в области с начало года упали более чем на 30%. В санкционных условиях возросла роль отечественных монополистов, которые немедленно, в разы подняли цены на продукты. Из-за этого только в Калуге в первом квартале уже закрылось 7 достаточно долго действующих и известных в городе ресторанов, да и нынешнее положение оставшихся далеко не блестяще. У них нет средств на развитие бизнеса, только бы выжить. К тому же замучили банковские кредиты с непомерно высокими процентами, а, тем временем, доходы не растут, а падают. Вот почему надо властям поддерживать этих людей, которые живут в области и годами создавали свой небольшой семейный бизнес, обеспечивали земляков рабочими местами. Естественно, что в таких условиях Никита Сергеевич Михалков, поддерживаемый областным бюджетом в одночасье своими фаст-фудами «задавит» весь небольшой семейный общепит», — подытожил бывший городской голова Калуги.

Как сообщало ИА REGNUM, концепцию национальной сети общественного питания «Едим как дома» братья-режиссеры Михалков и Кончаловский разработают к концу лета, а сама сеть начнет работу примерно через 1,5 года.