В этом году в России в силу вступает очередная и, надо полагать, не последняя пенсионная реформа. Вряд ли она станет серьезным прорывом в деле повышения благосостояния российского населения, вступающего в «золотой возраст». Скорее, как и предыдущие, увеличит энтропию в системе начисления пенсии до такой степени, что ее не сможет рассчитать самому себе даже министр социальной защиты.

Что нас ждет после реформы?

Пенсионная реформа в России, начавшаяся еще в 1998 году, каждые 3-4 года рождала новые методики в начислении пенсий и уходе от «уравниловки» советских времен. Авторы последней версии уверяют, что делают все, чтобы пенсия в большей степени зависела от самого работника, а в меньшей — от работодателя. Посему они уже неоднократно меняли формулы ее расчета, причем в предпоследнем варианте запуталась даже нынешний председатель Счетной палаты Татьяна Голикова. К внедрению нынешней версии законодатели и финансисты готовились с 28 декабря 2013 года. Что же она нам готовит?

Во-первых, увеличивается минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию. В 2015 году он составит уже не 5, а 6 лет. В 2016-м — 7 лет и к 2024 году достигнет 15 лет. Ждать осталось недолго: всего-навсего 9 лет. Фактически все сделано для того, чтобы на пенсию выходили как можно позже.

Во-вторых, государство теперь будет отвечать только за страховую часть пенсии, а не за страховую и накопительную, как раньше. И хотя накопительная часть составляет 6 из 16% пенсионных отчислений, идущих в счет будущей пенсии, и может быть унаследована, если пенсионер не успел израсходовать всё, надеяться на нее особо не приходится. Доходы негосударственных пенсионных фондов (НПФ), за исключением таких гигантов, как РЖД (НПФ «Благосостояние»), НПФ «Газфонд», «Телеком-Союз», «Лукойл-Гарант», «Транснефть» и нескольких других, и без того низкие, в период очередного кризиса стремительно падают. Хотя и у небольших НПФ есть свои сторонники, которые помнят, что во время дефолта 1998 года задержка выплат населению пенсий из ПФР составила полгода, а из НПФ — не более 15 дней.

Если проанализировать историю российских финансовых кризисов с 1991 года, то периоды ремиссии экономики — все короче, а обострения — все чаще. Так что циклическое обесценивание накоплений, которое гарантированно произойдет в результате падения рынка ценных бумаг, в таком случае обеспечено. Вскоре в России будет создано и несколько государственных пенсионных фондов, и граждане смогут сами выбирать, какому из них доверить свои деньги. Будут ли условия пенсионного обеспечения в этих фондах действительно отличаться или они окажутся похожими, как братья-близнецы, пока не известно. Однако предположить, что, имея одного хозяина, они будут придерживаться разных принципов финансирования и распределения доходов, мешает здравый смысл.

С января пенсия гражданам России будет начисляться по пенсионному коэффициенту, который зависит от стажа, величины зарплаты и возраста выхода на пенсию. Минимальный ПК — 30 баллов, и если к моменту достижения пенсионного возраста баллов набралось недостаточно, то вторую попытку получить ее можно предпринять через 5 лет. Для пенсионеров, имеющих право на пенсию по старости, но продолжающих работать, введен так называемый стимулирующий коэффициент 1,4, который применяется только к тем пенсионерам, которые отказались от получения пенсии. Если же пенсионер работает, платит страховые взносы, но пенсию все же получает, то никакого стимулирующего коэффициента ему не положено. Пенсии по старости, по потере кормильца, родителям детей-инвалидов, многодетным матерям, сотрудникам силовых структур, военным, «северные» и досрочные пересчитываться не будут.

Законодатели «облегчили» пенсионную участь женщинам, которые достигнут пенсионного возраста после 1 января этого года. За время отпуска по уходу за первым ребенком им начисляется балл — 1,8, за вторым — 3,6, за третьим и четвертым — 5,4. До 1 января в пенсионный стаж этой категории включалось 3 года.

Работодателем придется обезвредить вредное производство

Порядок применения списков производств, работ, профессий и должностей, а также показателей, которые дают право на досрочное назначение пенсий по старости из-за особых условий труда, определен постановлением Правительства РФ №537 от 18 июля 2002 года. Вероятно, лет через 10 часть потенциальных пенсионеров-льготников, которые трудились на вредных производствах и надеются поправить здоровье на заслуженном отдыхе, уже не будут нуждаться ни в каких милостях от государства. Однако в 2013-2014 годах Минздравсоцразвития уже приступило к реализации программы постепенной отмены досрочных пенсий и дополнительных начислений для работников шахт, горячих цехов и прочих производств с «санаторно-курортными» условиями труда. По некоторым сведениям, «вредность» собираются снять с некоторых категорий врачей, в том числе с анестезиологов, но вероятность того, что на это решатся, достаточно низка из-за дефицита специалистов.

Те, кто уже вот-вот выйдут на пенсию, не попадают под грядущие перемены. Однако и им успокаиваться рано, лучше заранее взять справки, подтверждающие, что они работали на вредном производстве, а также выяснить, целы ли архивы предприятия, где они раньше трудились, и, в случае проблем с сохранностью архива, нанять квалифицированного юриста. Даже если все документы на месте, не исключено, что потенциальным льготникам, как и в предыдущие годы, будет сложно доказать, что все время, которое они проработали на вредном производстве, входит в льготный стаж. (Об этом подробнее — в следующем материале.) В 2011-2013 годах, когда велась подготовка к принятию очередной пенсионной реформы, государственные мужи, проанализировав расходы на пенсию «по вредности», решили, что владельцы вредных производств несправедливо избегают материальной ответственности за те условия труда, которые они создают для своих работников. Они отчисляют в Пенсионные фонды столько же, сколько и обычные компании с нормальными условиями труда, зато расходуется на их сотрудников после выхода на пенсию значительно больше. По мнению законодателей, теперь владельцы вредных производств обязаны формировать специальные корпоративные пенсионные программы, а также программы дополнительного медицинского страхования, отчислять в Пенсионный фонд большие суммы и стремиться делать все, чтобы условия труда улучшались. В противном случае их расходы будут ежегодно увеличиваться. Однако пока что юристы не могут четко ответить на вопрос, с помощью каких нормативно-правовых актов законодатели надеются получить этот результат. Особенно, если такие компании — частные и не имеют даже долевого участия государства, а, следовательно, могут разориться в любой момент.

Планируется, что сотрудники, которые устраиваются на вредное производство, должны будут заранее договариваться с работодателем о начислении накопительной части своей пенсии и смогут заключать с предприятием и ПФР тройной договор. В свою очередь, государство будет представлять таким предприятиям льготы по налогам.

Есть и второй вариант: на пенсию труженики вредных производств будут выходить по возрасту, но во время трудовой деятельности — получать значительно больше, чем сейчас. Каким образом этого смогут добиться от частника, пока неизвестно. Разве что добросовестные предприниматели переведут своих сотрудников полностью на белые зарплаты, что автоматически увеличит отчисления в ПФР. Вероятно, они же будут стремиться уменьшить вредность на своем производстве, постоянно совершенствуя технологии. Но возможен и второй вариант: условия труда будут улучшены только на бумаге, и это лишит наемных работников причитающихся им льгот. Зато профзаболевания они будут зарабатывать по-прежнему. По данным Минтруда, в России ежегодно выявляется 7-8 тысяч новых случаев профзаболеваний, но, по мнению министра труда Максима Топилина, система выявления профзаболеваний работодателем, особенно на ранних стадиях, в стране не работает.

Впрочем, заинтересованности в профилактике у работодателя пока никакой, и выработать ее должен законодатель. Заинтересовать самого работника смогут, скорее всего, только страховые компании, раз уж привычка к регулярным профилактическим осмотрам у населения атрофировалась в период дикого российского капитализма. Как говорил еще в середине ХХ века доктор медицинских наук Сергей Томилин, известный специалист по гигиене труда: «Все увеличивающиеся затраты на лечебную медицину есть не что иное, как выплата ростовщических процентов по профилактической задолженности». К сожалению, еще в начале 90-х в России была утрачена практика обязательной аттестации рабочих мест и оценки профессиональных рисков — то есть степени распространения тех или иных заболеваний по определенным профессиональным группам работающих в конкретных условиях труда. По определению ВОЗ, профессиональный риск — это математическая концепция, отражающая ожидаемую тяжесть и/или частоту неблагоприятных реакций организма человека на данную экспозицию вредного фактора окружающей среды.

Кстати, в случае неудачи пенсионной реформы по части перекладывания ответственности за вредные условия труда на частных работодателей, может возникнуть и третий вариант развития событий. Ни один имеющий соответствующую квалификацию российский гражданин не согласится устраиваться на вредные производства — ни на шахты, ни на строительство метро, ни в металлургические цеха даже на градообразующих предприятиях. Да и сотрудники, достигшие пенсионного возраста, но продолжающие трудиться, когда-нибудь уволятся по состоянию здоровья. И у работодателя будет всего два выхода: размещать свои предприятия в колониях, где заключенным не начисляются дополнительные коэффициенты за вредность, или приглашать на работу гастарбайтеров.

И все же хочется надеяться, что нынешняя пенсионная реформа приведет к тому, что в России эффективность законодательных нововведений будет оцениваться не только с точки зрения сиюминутной экономии бюджета, но и долговременных перспектив. Таких, как стимулирование снижения вредности на производстве и увеличение срока работоспособности населения.

Справка ИА REGNUM

Напомним, что к вредным факторам трудового процесса относятся:

• Неблагоприятный микроклимат (шахты, рыболовецкие суда, холодильные цеха, литейные предприятия). • Локальные мышечные нагрузки (обувное, швейное, кузнечное производство, игра на музыкальных инструментах, перемещение тяжестей).

• Вибрация и производственный шум (вождение бульдозеров, управление дробильными машинами, мельницами, ремонт авиадвигателей).

• Промышленная пыль (малярные работы, труд на рудниках, в валяльных цехах, на производстве комбикормов, асбеста).

• Химически агрессивные агенты (работа на химических, фармацевтических, оборонных предприятиях, в сфере обслуживания — химчистки, парикмахерские).

• Бактериальное заражение (институты микробиологии, зоологические противочумные станции, туберкулезные диспансеры).