Достройка Чебоксарского гидроузла решит проблемы судоходства на Верхней Волге. Об этом было заявлено в рамках проведения в Нижнем Новгороде 21-й Школы гидроэнергетика, где были подняты проблемы, связанные с последствиями маловодья, сообщили ИА REGNUM в пресс-службе Чебоксарской ГЭС.

Мероприятие объединило журналистов и блоггеров из семи регионов России. В режиме телемоста в нем участвовали четыре площадки на Нижегородской, Рыбинской, Волжской ГЭС и в Москве. В качестве докладчиков на Школу были приглашены представители РусГидро, Росводресурсов, Росгидромета.

В ходе мероприятия было подчёркнуто, что для Нижегородской ГЭС нынешний год по объему половодья вошел в пятерку самых маловодных лет за всю историю эксплуатации станции. Приток воды в апреле составил 48% от среднемноголетнего объема, в мае - 46%, в июне - 68%, что вызвало определенные затруднения в судоходстве на участке Нижегородской ГЭС - Нижний Новгород.

В контексте проблемы маловодья руководитель Верхне-Волжского бассейнового водного управления Александр Баринов отметил, что заблаговременно принятые меры по накоплению воды в каскаде позволили сохранить судоходство на Верхней Волге: "Иного эффективного способа регулирования стока реки, кроме создания каскада водохранилищ, до сих пор не придумано. Не имея каскада ГЭС и запаса воды в Рыбинском водохранилище, мы, вероятнее всего, столкнулись бы с более серьезными проблемами, чем ограниченная навигация".

Энергетики обращают особое внимание на то, что из-за маловодья вновь остро встал вопрос о самом сложном участке волжской транспортной артерии - 54-километровом отрезке от Нижнего Новгорода до Городецких шлюзов. Администрация Волжского бассейна с 15 мая ввело ограничение по осадке судов на участке от Городецких шлюзов до Балахны - вследствие низких уровней воды. Данное ограничение продлевалось уже дважды - 6 июня и 10 июля, и оно продолжает действовать до 10 августа. Было отмечено, что в настоящее время гарантированная судоходная глубина 3,5-4 м выдерживается здесь лишь 4-5 часов в сутки, в остальное время она составляет около 2 м. Крупнотоннажные суда, в том числе и пассажирские, преодолевают его вместо 4 часов за 2-3 суток. Чтобы снизить осадку судна, некоторые из них выгружают часть груза в Нижнем Новгороде и отправляют его автотранспортом до Городца, где вновь загружаются. В результате растет себестоимость перевозок, снижается конкурентоспособность водного транспорта, по расчётам, 500 млн тонн грузов дополнительно могли бы быть перевезены по Волге. Эксперты оценивают потери судоходных компаний на участке Городец - Нижний Новгород примерно в 1 млрд рублей, государства в целом - в 20 млрд рублей в год.

Тему продолжил начальник департамента управления режимами ОАО "РусГидро" Тимур Хазиахметов. Он рассказал, как отразилось маловодье на работе волжских гидростанций, а также подчеркнул, что вопрос навигационных уровней будет закрыт, если заполнить Чебоксарское водохранилище до проектной отметки - до 68 метров (в настоящее время - 63 метра). Именно непроектная отметка, по мнению гидроэнергетика, является причиной возникновения проблемного для судоходства участка: "В настоящий момент навигация на участке Городец - Нижний Новгород обеспечивается только при повышенных расходах Нижегородской ГЭС, которые в маловодные годы зачастую невозможны. При подъеме Чебоксарского водохранилища на данном участке судоходные глубины будут обеспечены независимо от водности года и режимов вышестоящих гидроузлов".

О проекте достройки Чебоксарской ГЭС и подъема её водохранилища до проектной отметки в режиме видеоконференции из Москвы рассказал директор по технической политике и развитию "РусГидро" Расим Хазиахметов. Он отметил, что проект включает в себя достройку инженерной защиты Чебоксарского водохранилища, необходимой для безопасности 17 тыс. человек в 12 населенных пунктах Нижегородской области, Марий Эл и Чувашии. Кроме того, предстоит защитить от подтоплений Заречную часть Нижнего Новгорода, а также ликвидировать накопленный экологический ущерб в Дзержинске, лидирующем в России по количеству химических свалок. И только после этого станет возможным поднятие уровня водохранилища.

"В результате будут решены не только проблемы судоходства. Волжско-Камский каскад получит около 5 км3 дополнительной регулирующей емкости, которая позволит срезать пики паводков в многоводные периоды, и использовать накопленную воду в маловодье. Кроме того, после достройки Чебоксарской ГЭС энергосистема России получит около 900 МВт дополнительной остродефицитной высокоманевренной мощности", - подчеркнул Расим Хазиахметов.

Энергетики напоминают, что проблемы поддержания Единой глубоководной системы Европейской части России может решить достройка Чебоксарской ГЭС и поднятие уровня её водохранилища до проектной отметки 68 м. При этом гарантированная глубина судового хода 4 м независимо от сбросов Нижегородского гидроузла будет обеспечиваться по всей Волге в течение 24 часов в сутки. В настоящий момент станция работает на непроектной отметке 63 м в транзитном режиме и не участвует в сезонном регулировании стока.