Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко сегодня, 23 января, дал старт работе уникального проходческого комплекса, с помощью которого будет построен первый в России двухпутный тоннель метрополитена длиной 3 км 760 метров - поезда по нему пойдут в двух направлениях. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Полтавченко сказал журналистам, что "впервые в жизни попробовал управлять таким щитом", который произвел на него огромное впечатление: "Этого в России еще не было, и это наглядно показывает, как мы переходим на инновационные пути развития".

Фрагмент тоннелепроходческого комплекса.

Тоннелепроходческий комплекс был заказан специально и закуплен ОАО "Метрострой" в Германии, его стоимость 23 млн евро, а вместе с остальным оборудованием - 32 млн евро. С его помощью в любом грунте создаются двухпутные тоннели диаметром 10,3 метра, длина самого комплекса 65 метров.

Глава Метростроя Вадим Александров напомнил, что существует традиция называть подобную технику женскими именами, например, был щит "Виктория", который создавал тоннель "Площади Мужества". Александров предложил назвать новый комплекс "Надеждой". Полтавченко поддержал.

"Надежда" будет работать в течение года на этом участке строительства метрополитена - от станции "Южной" до "Проспекта Славы" - то есть до глубины в 50 метров. Строительство двухпутного тоннеля дешевле и быстрее, как сообщил журналистам директор субподрядной организации "Метроподземстрой" Александр Рогачев. Полностью участок "Южная" - "Проспект Славы" с промежуточной станцией "Дунайский проспект" будет построен в 2017 году.

Пока на "Южной" сооружен двухсотметровый тоннель, в котором и смонтирована "Надежда", также там установлено мультитранспортное средство - нечто вроде гигантского тягача на дизельном топливе, который будет доставлять к пробиваемому тоннелю тюбинги - каждый весом в 11 тонн. Семь тюбингов надо уложить, чтобы создать одно кольцо тоннеля. Также в 2013 году со стороны станции "Международная" пройдены два перегонных тоннеля традиционного диаметра 5,6 метра в сторону станции "Проспект Славы".

"Надежда" продолжит трудиться и после того, как пройдет свои первые 3,7 км. На этом участке строящегося метро. Александров не исключил, что комплекс будут использовать при строительстве тоннеля в районе улицы Савушкина и на других объектах метрополитена. А Георгий Полтавченко сказал, что, возможно, Петербургу понадобится не один такой комплекс - строительство метро является для города приоритетом и на ближайшие три года город выделяет на эти цели беспрецедентные средства - 73 млрд рублей, а до 2020 года планируется построить не менее 12 станций.

Александрову сегодня удалась не только затея с наречением щита - он предложил одну из станций будущего метро назвать "Метростроевской", на что Полтавченко согласился. Также решено объявить конкурс среди горожан на лучшее имя для "Южной" ( ранее ее именовали "в рабочем порядке "Шушары") - уже предлагаются названия "Ленинградская" или "Блокадная". Но губернатор предложил конкурс, так что окончательного решения нет.

Градоначальник также напомнил, что сегодняшнее событие происходит в значимые для горожан дни - 70-летия снятия блокады и дня рождения ленинградского-петербургского метростроя.

21 января 1941 года приказом наркома путей сообщения Лазаря Кагановича было создано Строительство №5 - будущий Метрострой. К июню 1941 года было заложено 34 шахтных ствола, начата проходка 11 штолен, 675 метров подходных тоннелей. Во время Великой Отечественной войны и блокады метростроевцы возводили оборонительные и портовые сооружения. С 1945 года метростроители Ленинграда участвуют в восстановительных работах - это вокзалы, в том числе Раквере и Томсалу в Эстонии и порт в Таллине. И лишь затем возвращаются к строительству ленинградского метро.