В поселке Варшко, расположенном на берегу Лосевской протоки (Приозерский район Ленобласти), строители новой железнодорожной линии "Лосево - Каменногорск" ведут земляные работы в опасной близости от воинского захоронения. Об этом сегодня, 24 октября, корреспонденту ИА REGNUM сообщили активисты Региональной общественной организации "Зелёная волна".

"Как видно на фотографиях, сделанных местными жителями, край строительного котлована сейчас находится примерно в полутора метрах от бетонной опалубки в форме звезды, обозначающей братскую могилу. Причем строители подрывают основание холма, в котором собственно и захоронены останки красноармейцев, погибших в боях на Карельском перешейке в 1939-1940 и 1941-1942 годов", - рассказал член организации Алексей Травин.

В Федеральном агентстве железнодорожного транспорта ("Росжелдор") утверждают, что предусмотренное проектом строительство не затрагивает территорию, на которой находится памятник, и воинскому захоронению ничего не грозит. Местные жители и экологи утверждают обратное, подтверждая свои выводы снимками, сделанными в зоне производимых работ.

По словам Травина, это захоронение - официальное и поставлено на учет, поэтому не знать о нем проектировщики и строители железной дороги просто не могли. "Местные жители еще в начале строительных работ неоднократно высказывали опасения на этот счет. Теперь эти опасения приобрели вполне зримые черты", - подчеркивает он.

Эколог напоминает, что это уже не первый скандал, связанный со строительством новой железной дороги, именно в районе поселка Варшко. Ранее, в 2011 году строители разрушили один из ложементов Кивиниемского шанца - уникальных земляных укреплений XVIII века, построенных по указу Петра I и имеющих статус памятника регионального значения.

Позже представитель департамента охраны культурного наследия при Комитете по культуре Ленобласти опроверг эту информацию, заявив, что шанец не пострадал. Но по оценке независимых экспертов (в их числе кандидат исторических наук Сергей Лисицын, сотрудника Института истории материальной культуры РАН), один из лучей шанца действительно был разрушен, однако из-за того, что границы объекта охраны в свое время были установлены не правильно, формально строители в них не вторгались.

В том же 2011 году из-за проведения строительных работ дал осадку и пошел трещинами дом местного жителя Сергея Суковицкого. И этот дом, и воинское захоронение и Кивиниемский шанец расположены на одной линии на расстоянии нескольких сот метров друг от друга на вершине холма, основание которого срывают строители.

В организации "Зеленая волна" считают, что сложившаяся ситуация - прямое следствие того, что при выборе маршрута новой железной дороги, проектировщики не учли особенностей данной местности и наличие там объектов охраны. Первоначально проектом предполагалось, что под размещение второго пути и новой полосы отвода железной дороги будет задействован весь земельный участок, на котором расположена братская могила, четыре жилых дома и большая часть укреплений Кивиниемского шанца.

Администрацией Петровского сельского поселения были утверждены границы земельного участка под строительство дороги, включающего четыре участка, находящихся в частной собственности. Местные власти распорядились поставить его на кадастровый учет. После обращения жителей в суд скандальное постановление было отменено, а заказчик отказался от претензий на эти земельные участки. Но сообщение экологов доказывает, что это никак не гарантирует сохранности воинского захоронения, памятника федерального значения и жилых построек на период проведения работ.

Напомним, строительство железнодорожной линии Лосево - Каменногорск - это часть одного из крупнейших по затратам проектов развития железнодорожной инфраструктуры, реализуемых в рамках государственно-частного партнерства с участием Инвестиционного фонда РФ. Общий предполагаемый объем инвестиций составляет 80 млрд рублей, из них 27,8 млрд - средства федерального Инвестфонда.