"Помощь благотворителей пришла вовремя. Если бы она запоздала, то уникальные интерьеры Агатовых комнат были бы безвозвратно утрачены". Как сообщает сегодня, 27 сентября, корреспондент ИА REGNUM, об этом заявила накануне директор Государственного музея-заповедника "Царское Село" Ольга Таратынова на церемонии открытия после реставрации семи интерьеров личных апартаментов Екатерины II - Агатовых комнат в павильоне "Холодная баня".

Таратынова отметила трехлетний труд реставраторов, подчеркнув, что впервые в России была проведена так называемая консервативная реставрация: "Обычно все восстановленные интерьеры блестящие и красивые. Мы посчитали, что интерьеры должны нести бремя веков, своей непростой истории. Посетители должны ощутить следы двух веков". Таратынова напомнила, что Министерство культуры РФ оплатило покупку столика из интерьеров Екатерины II на аукционе Sotheby's (7.5 млн рублей). На этом предмете мебели, проданном из фондов еще до Великой Отечественной войны, были обнаружены инвентарные номера музея-заповедника.

Открытие Агатовых комнат - еще один замечательный повод приехать в Царское Село, ощутив гордость за предков и современников, - такова впечатления министра культуры России Владимира Мединского.

Глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин сказал, что для него лично реставрация Агатовых комнат - это работа глубокого, преданного делу интеллигента. "После Великой Отечественной войны в тяжелейших условиях в суровое сталинское время начали восстанавливать дворцы пригородов Санкт-Петербурга. Уж если тогда видели значимость этого, то сегодня мы не имеем права этого не понимать", - отметил Якунин и напомнил, что Агатовые комнаты - не единственный реставрационный проект, финансируемый РЖД, - колоннада Аполлона в Павловске, собор Феодоровской иконы Божией Матери, Детская железная дорога и другие.

Журналистам показали, что такое консервативная реставрация. На винтовой лестнице была обнаружена и восстановлена позолота, скрытая под масляной краской. В Агатовом кабинете, где нет никакого агата, зато есть яшма разного цвета - от красного до зеленого - из семи уральских месторождений, была сохранена оригинальная позолота XVIII века, там где она была утрачена, реставраторы оставили "лишь намек на позолоту". Сохранили кракелюры, так называемую "патину времени".

При реставрации паркетов решено было отказаться от циклевания, проведена только кропотливая обработка смывками. Сохранены следы использования, интерьер живой, любые новые вставки, по мнению реставраторов, должны легко прочитываться. Все воссозданные элементы видны, сознательно не "гасили" цвет мраморных, бронзовых и прочих вставок. В Большом зале находятся два камина, фризы которых были утрачены на одном частично, а на другом полностью. При реставрации было решено их не восстанавливать, - посетитель увидит лишь силуэты, впрочем, легко читаемые. Все вазы, статуи, бронзовые дубовые листья со светильников были похищены немецкими оккупантами. Сейчас зал украшен аналогами.

В Яшмовом кабинете восстановлены двери, украшенные этим камнем. Пришлось подбирать новые, но минералы были взяты с тех же уральских месторождений. Комната была украшена картинами-мозаиками, сохранилась только одна.

Роспись потолка в Овальном кабинете была большей частью утрачена, реставраторы не стали ничего придумывать и дорисовывать, оставили потолок в том виде, в каком он есть. У фриза камина утрачена нижняя часть. Только к концу реставрации была найдена черно-белая фотография камина. По ней восстанавливали силуэты - верхняя часть фигур фриза оригинальная - XVIII века, нижняя часть - современная с дорисованными силуэтами.

Был также восстановлен висячий сад XVIII века и создана экспозиция, посвященная реставрации Агатовых комнат, а также Детский центр, который открывается сегодня, 27 сентября.

Напомним, что Агатовые комнаты были мечтой Екатерины II, ее личным заказом Чарльзу Камерону и его первой крупной работой в России. Архитектор, о котором Екатерина писала - "это голова, голова воспламеняющаяся", воплотил здесь в 25 тоннах уральского камня (а именно столько яшмы пошло на отделку павильона), живописи и резьбе все, чем в юности восхищался сам, участвуя в раскопках древнеримских терм. В "Холодных банях" в нижнем этаже помещались оловянный бассейн, "жаркая баня" и "отдыхательная комната".

Второй же этаж - Агатовые комнаты - был совершенно в духе времени - именно тогда в России увлекались минералогией, императрица отправляла на Урал экспедиции виднейших ученых.

Во время реставрации в Агатовых комнатах работали реставраторы пятнадцати направлений - от резьбы и позолоты до живописи, паркетов, мраморов - натурального и искусственного, камня - яшмы уральской, которую в XVIII столетии называли "мясным агатом" - отсюда и название. Агатовые комнаты - единственный в мире павильон, в отделке которого столь обширно использованы полудрагоценные камни.