Экономически, политически и иным любым возможным способом Евросоюз будет отделять Карабах от Армении. Европейцы не будут поддерживать статус Армении в качестве протектора Карабаха, а чисто формально эта территория может вписаться в процесс переговоров по ассоциации Азербайджана и ЕС. Эти утверждения принадлежат чешскому эксперту, члену Ассоциации европейского центра контактов между Востоком и Западом Эрике Лернер, к которой ИА REGNUM обратилось с просьбой прокомментировать нынешний ход процесса евроинтеграции Армении.

ИА REGNUM: Вы выражали сомнения по поводу событий, намеченных после парафирования Ассоциативного соглашения Армения-ЕС, а именно его окончательного подписания. Если цель не заключается в подписании соглашения, то каким представляется конечный пункт участия Армении в "Восточном партнерстве" (ВП)?

Во-первых, участие в программе ВП это и есть конечный пункт участия Армении в ВП. У программы нет никаких других привилегированных статусов. Если какая-либо из стран не подписывает соглашение об Ассоциации, это не значит, что ее статус как участника понижается. Поэтому нельзя говорить и о конечном пункте участия в ВП. Что касается периода после парафирования соглашения, то он просто может затянуться. Это может зависеть как от ЕС, так и от Армении. Например, могут возникнуть непредвиденные обстоятельства, решением которых ЕС обусловит подписание соглашения. Современная история Армении знает случай, когда, правда, дошло до подписания, но ратификации так и не произошло, и соглашения так и не вступили в силу (имеет ввиду армяно-турецкие протоколы - ред.). Поэтому утверждать однозначно, что подписание состоится, было бы неверно. Однако надо учитывать и то, что период после парафирования соглашения в практике ЕС считается актом принципиального присоединения к стандартам и требованиям, предъявляемым в ЕС, и ЕС будет внимательно следить за соответствием Армении этим принципам.

ИА REGNUM: Насколько соответствует действительности постановка вопроса "или-или", то есть необходимость конкретного выбора между двумя направлениями - ЕС и проект Евразийского союза? По этому поводу звучат прямо противоположные заявления из уст как европейских чиновников (Штефан Фюле, например), так и российских функционеров.

Надо задумываться не о том, соответствует ли это действительности, а насколько это серьезно. И со стороны ЕС, и со стороны России неоднократно звучали заявления, смысл которых сводится к одному: нельзя одновременно быть в двух разных, по сути, экономических пространствах. С Россией и другими странами СНГ никто в ЕС Армении торговать не запретит. Более того, для многих стран ЕС Россия является одним из основных рынков. Россия в свою очередь, как представляется, также хочет четкого ответа, чтобы окончательно отлить форму, определить состав Евразийского союза. Любое новое экономическое пространство подразумевает свод правил, и именно вероятность и возможность следовать им должна стать индикатором выбора Арменией того или иного вектора. Более точный ответ на невозможность формулы "и-и" содержится в насчитывающих десятки страниц правилах присоединения Украины к Зоне свободной торговли ЕС: они настолько детальны, что у серьезного аналитика не могут оставить сомнений, что "и- и" невозможно в первую очередь из-за требований ЕС.

ИА REGNUM: Существует ли давление на Армению со стороны ЕС или России? Существуют ли конкретные механизмы у каждой из сторон для такого давления?

Механизмы давления существуют у всех, вопрос в целесообразности их применения. Армения не в том положении, в том числе и геополитическом, чтобы за ее переориентацию боролись две, а то и три стороны.

С другой стороны, в момент, когда Армении предстоит сделать свой выбор и озвучить его, любые действия - будь то со стороны России или ЕС - в Армении будут приниматься за попытку давления. Судя по реакции в СМИ, таким механизмом давления в Армении восприняли подорожание газа или продажу Россией Азербайджану наступательного вооружения. Но не все так однозначно, достаточно вспомнить слова бывшего президента России Дмитрия Медведева, который во время посещения Армении, затрагивая тему дружбы между странами сказал, что "неплохо бы совместно не только дружить и обеспечивать вопросы безопасности, но и деньги зарабатывать: это никогда не лишне, даже среди друзей". Но сейчас перспективы давления России мне кажутся туманными. Она опоздала.

ИА REGNUM: По-вашему, процесс Ассоциации с ЕС больше протекает в экономической или политической плоскости? Ведь существует мнение, что основная цель "Восточного партнерства" - "вырвать" постсоветские страны из орбиты РФ.

Меня удивляет упорное нежелание большинства аналитиков читать те документы ЕС, которые они обсуждают. Чтобы получить ответы на вопросы об Ассоциации или ВП, надо просто прочитать типовое соглашение в первом случае и давно опубликованную программу во втором: в них нет, и не может быть противопоставления политики и экономики.

В последнее время все труднее разделять политику от экономики. Даже тенденции внутри страны показывают, что как бы сильна не была борьба против сращивания бизнеса и политики, это явление все равно продолжает существовать. Так же сложно разделять международные проекты на политические и экономические. "Восточное партнерство" не ставит перед собой цели вырвать страны СССР из орбиты России, оно предоставляет странам такую возможность, показывает альтернативный путь. Этот путь не всем по зубам, и даже если его удастся пройти, статус вечного кандидата в кандидаты на вступление в ЕС может оказаться не таким уж и привлекательным.

ИА REGNUM: Армянские наблюдатели и комментаторы, выступающие на стороне евроинтеграции, замечают, что если сегодня вопрос членства Армении в ЕС вообще неактуален, то в долгосрочной перспективе сегодняшнее сближение Ереван-Брюссель может стать основой для развития событий в этом направлении. Ваше мнение?

Вы знаете, очень легко делать прогнозы на 10-15, а то и 50 лет вперед. Что бы ни было сказано, это со временем забудется. Тем не менее, хочу напомнить, что соседствующая с Арменией Турция ведет переговоры уже 50 лет, а с 1999 года является кандидатом на членство. Если же Армения иначе оценивает свои шансы, то хотелось бы посоветовать по возможности комплексно решить вопрос с обеспечением безопасности. Несмотря на многолетние и упорные попытки ЕС создать собственную военную систему, дополнительную к НАТО, ЕС еще долго не сможет иметь собственную структуру, обеспечивающую безопасность союза. Еще долгое время этими вопросами будет заниматься НАТО. Поэтому, когда в Ереване говорят о выборе между ЕС и Россией, на самом деле должны задуматься о выборе между ОДКБ и российским льготным вооружением с одной стороны и НАТО с другой.

ИА REGNUM: Армения, Грузия и Молдавия названы "лидерами Восточного партнерства", одновременно все 3 страны имеют территориальные проблемы. В случае с Арменией вопрос Нагорного Карабаха очень актуален, а эксперты ИА REGNUM утверждают, что он сегодня является одним из ключевых пунктов переговоров Армения-ЕС. Как территория Карабаха вписывается в процесс сближения и, возможно, ассоциации Армении с Евросоюзом? Собираются ли европейские функционеры экономически отделять Карабах от Армении и если да, то каким образом?

Я бы не стала объединять эти три страны по признаку наличия территориальных проблем. Если уж быть откровенной, то у Армении нет территориальной проблемы, по крайней мере, она ее не озвучивает. Территориальные проблемы есть у Азербайджана. И у всех трех стран - Азербайджана, Грузии и Молдавии - в разное время, различными методами "урезали" кусок территории. Естественно, вопрос Нагорного Карабаха является очень важным. ЕС, как все страны, в том числе и Армения, не признает Карабах отдельным государством. Пока парламентом хоть одной страны не принято ничего иного, Нагорный Карабах официально находится в границах Азербайджана.

Территория Карабаха чисто формально может вписаться в процесс переговоров по Ассоциации Азербайджана и ЕС. Европейцы не будут поддерживать статус Армении в качестве протектора Карабаха. Знаете ли вы, что ни один дипломат, аккредитованный в Армении, не имеет права выезжать в Карабах? Знаете ли вы, что если гражданин какой-либо из стран ЕС окажется в затруднительной ситуации в Карабахе, аккредитованные в Армении дипломаты не имеют права вмешиваться и оказывать консульскую помощь?

Из этого следует, что экономически, политически и иным любым возможным способом ЕС будет отделять Карабах от Армении. Механизмы этого отделения я думаю, нам станут известны вскоре после парафирования соглашения. Типовой украинский договор, однако, прямо говорит о территории подписанта, на которой действует соглашение, и уважении территориальной целостности обеими сторонами. Это уже категорическое отделение от Карабаха.

Подготовил Эмиль Бабаян