Совет директоров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (НМТП), заседание которого намечено на 19 марта, поставит точку в несостоявшейся виртуальной корпоративной войне крупнейших акционеров - государственной "Транснефти" и группы "Сумма", принадлежащей миллионерам из Дагестана братьям Магомедовым. Вопрос о смене менеджмента на обсуждение выноситься не будет, он был решен в рабочем порядке, что служит очередным подтверждением неадекватности выводов некоторых экспертов о крупных разногласиях совладельцев НМТП. По факту, деятельность подобных "специалистов" дискредитирует институт экспертной оценки в принципе.

Комментируя сложившуюся ситуацию вокруг порта, первый вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин заявлял в феврале, что руководство "Транснефти" обеспокоено предварительными финансовыми показателями группы НМТП за 2012 год. В частности, в 2012 году инвестиционная программа была запланирована в объеме 5,44 млрд рублей, освоение же по факту составило 2,5 млрд. При этом выросла долговая нагрузка "НМТП", достигнув уже почти двух миллиардов долларов, из которых в 2013 году нужно будет погасить 90 млн, а в 2014 - уже серьезные 584 млн долларов. И на фоне всего этого, подчеркнул Гришанин, намекая на критикуемую структуру, на ряде предприятий чистая прибыль падает, а дивиденды растут. Естественно, такой поворот событий не радовал "Транснефть", которая всего несколько лет назад заплатила за актив совместно с "Суммой" несколько миллиардов долларов.

Самые серьезные претензии "Транснефти" были связаны с ходом модернизации нефтяного терминала Шесхарис. Инвестиции в этот проект были запланированы на уровне 747 млн рублей, а на практике вложено оказалось лишь 152 млн рублей, причем работы практически не велись. А ведь к 2012 году его мощность должна быть расширена на 15 миллионов тонн нефти в год, что при объеме в 65 млн тонн делало его самым крупным "окном" среднеазиатской и российской нефти в Европу. Также "Транснефть" не устраивала активизация в Новороссийском порту посредников-экспедиторов, которые по факту оказывались грузовладельцами. Из-за массового присутствия экспедиторов крупные грузовладельцы начали отказываться от услуг "НМТП", указывала монополия, что привело к потере прибыли.

В итоге президент госкомпании Николай Токарев (не входит в совет директоров порта), возложив вину на руководство НМТП, потребовал переизбрать председателя совета порта. Как отмечают наблюдатели, это требование было продиктовано не столько претензиями к конкретным людям, сколько попыткой показать "Сумме", что равноправный акционер недоволен тем, как идут дела на совместном предприятии.

Возникшая напряженность дала возможность некоторым экспертам говорить о разворачивающейся корпоративной войне (которую они сами же и подогревали) в свете ожидавшейся приватизации 20% пакета акций НМТП. В частности, генеральный директор агентства Infranews Алексей Безбородов отмечал, что в данном споре частная компания Зиявудина Магомедова была вынуждена противостоять "тотальному контролю и навязыванию решений" со стороны государственной "Транснефти". По словам аналитика, "Транснефть" выступила инициатором конфликта, не опасаясь за его исход, поскольку за ней стоит мощный административный ресурс. "Но менеджменту госкомпании стоило бы решать вопросы, основываясь не только на критике, а исходить из реального положения дел. А, судя по всему, руководство порта и группы "Сумма" сделало все, чтобы обеспечить развитие данного актива", - заявлял Безбородов.

Поддержка частной компании прослеживалась также и в заявлениях ряда других экспертов. Например, представители "CIB" отмечали, что если приватизационный аукцион выиграет аффилированная с "Суммой" компания или иностранный портфельный инвестор, паритет между "Суммой" и "Транснефтью" в капитале НМТП может быть нарушен.

Позже "Транснефть" и НМТП совместно с представителями группы "Сумма" провели ряд рабочих встреч, на которых спорные вопросы были решены. Тогда же "Сумма" и "Транснефть" заявили, что планируют совместно голосовать за избрание первого вице-президента "Транснефти" Максима Гришанина председателем совета директоров НМТП, который сейчас возглавляет Марат Шайдаев, представляющий интересы группы дагестанских миллионеров. Вместе с тем были объявлены и планы о намерении перевалки в порту автомобилей и строительстве терминала по перевалке растительных масел мощностью до 2 млн тонн в год, в который структура Магомедовых - Объединенная зерновая компания - намерена вложить порядка 1,5 млрд рублей.

Другими словами, результаты рабочих встреч представителей "Транснефти" и "Суммы" опровергли резонансные заявления экспертов о разворачивающейся корпоративной войне, оснований для которой, учитывая их обоюдное влияние в высших коридорах власти, не было в принципе. Тем не менее ситуация заставила обратить внимание на ангажированность экспертов, предрекавших крупный корпоративный конфликт.

Если внимательно изучить заявления того же Алексея Безбородова, то можно предположить, что он выступает в качестве защитника интересов группы "Сумма". Удивляться здесь нечему, ведь на сайте Infranews в открытой форме предлагается информационное сотрудничество. "Мы предлагаем новые возможности - быстрое размещение вашей информации вне зависимости от редакционных предпочтений, - сообщается на сайте. - У вас на выбор есть несколько вариантов формирования текстов". По сути, за небольшое финансовое вознаграждение вы получаете лояльного эксперта. Но разве это оставляет место для веры в слова, с позволения сказать, таких "профессионалов"? Как отмечают независимые наблюдатели, ангажированные публичные заявления "специалистов" ставят под угрозу институт экспертной оценки как таковой.

Группа НМТП является крупнейшим по объему грузооборота портовым оператором в России. Грузооборот группы НМТП в 2012 году составил 158,9 млн тонн. В группу НМТП входят стивидорные компании ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "Новорослесэкспорт", ООО "Приморский торговый порт", ООО "Балтийская стивидорная компания" и ОАО "ИПП". 50,1% акций ОАО "НМТП" принадлежат компании Novoport Holding Ltd, бенефициарами которой являются OAO "АК "Транснефть" и группа "Сумма", 20% - Росимуществу, 5% - РЖД, остальные акции находятся в свободном обращении.