Александр Ефимов: Надежды на полноценную корпоративную войну между "Суммой" и "Транснефтью" не оправдались
Краснодарский край, 13 марта, 2013, 17:09 — ИА Регнум. Совет директоров ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (
Комментируя сложившуюся ситуацию вокруг порта, первый вице-президент "Транснефти" Максим Гришанин заявлял в феврале, что руководство "Транснефти" обеспокоено предварительными финансовыми показателями группы НМТП за 2012 год. В частности, в 2012 году инвестиционная программа была запланирована в объеме 5,44 млрд рублей, освоение же по факту составило 2,5 млрд. При этом выросла долговая нагрузка "НМТП", достигнув уже почти двух миллиардов долларов, из которых в 2013 году нужно будет погасить 90 млн, а в 2014 - уже серьезные 584 млн долларов. И на фоне всего этого, подчеркнул Гришанин, намекая на критикуемую структуру, на ряде предприятий чистая прибыль падает, а дивиденды растут. Естественно, такой поворот событий не радовал "Транснефть", которая всего несколько лет назад заплатила за актив совместно с "Суммой" несколько миллиардов долларов.
Самые серьезные претензии "Транснефти" были связаны с ходом модернизации нефтяного терминала Шесхарис. Инвестиции в этот проект были запланированы на уровне 747 млн рублей, а на практике вложено оказалось лишь 152 млн рублей, причем работы практически не велись. А ведь к 2012 году его мощность должна быть расширена на 15 миллионов тонн нефти в год, что при объеме в 65 млн тонн делало его самым крупным "окном" среднеазиатской и российской нефти в Европу. Также "Транснефть" не устраивала активизация в Новороссийском порту посредников-экспедиторов, которые по факту оказывались грузовладельцами. Из-за массового присутствия экспедиторов крупные грузовладельцы начали отказываться от услуг "НМТП", указывала монополия, что привело к потере прибыли.
В итоге президент госкомпании Николай Токарев (не входит в совет директоров порта), возложив вину на руководство НМТП, потребовал переизбрать председателя совета порта. Как отмечают наблюдатели, это требование было продиктовано не столько претензиями к конкретным людям, сколько попыткой показать "Сумме", что равноправный акционер недоволен тем, как идут дела на совместном предприятии.
Возникшая напряженность дала возможность некоторым экспертам говорить о разворачивающейся корпоративной войне (которую они сами же и подогревали) в свете ожидавшейся приватизации 20% пакета акций НМТП. В частности, генеральный директор агентства Infranews
Поддержка частной компании прослеживалась также и в заявлениях ряда других экспертов. Например, представители "CIB" отмечали, что если приватизационный аукцион выиграет аффилированная с "Суммой" компания или иностранный портфельный инвестор, паритет между "Суммой" и "Транснефтью" в капитале НМТП может быть нарушен.
Позже "Транснефть" и НМТП совместно с представителями группы "Сумма" провели ряд рабочих встреч, на которых спорные вопросы были решены. Тогда же "Сумма" и "Транснефть" заявили, что планируют совместно голосовать за избрание первого вице-президента "Транснефти" Максима Гришанина председателем совета директоров НМТП, который сейчас возглавляет Марат Шайдаев, представляющий интересы группы дагестанских миллионеров. Вместе с тем были объявлены и планы о намерении перевалки в порту автомобилей и строительстве терминала по перевалке растительных масел мощностью до 2 млн тонн в год, в который структура Магомедовых - Объединенная зерновая компания - намерена вложить порядка 1,5 млрд рублей.
Другими словами, результаты рабочих встреч представителей "Транснефти" и "Суммы" опровергли резонансные заявления экспертов о разворачивающейся корпоративной войне, оснований для которой, учитывая их обоюдное влияние в высших коридорах власти, не было в принципе. Тем не менее ситуация заставила обратить внимание на ангажированность экспертов, предрекавших крупный корпоративный конфликт.
Если внимательно изучить заявления того же Алексея Безбородова, то можно предположить, что он выступает в качестве защитника интересов группы "Сумма". Удивляться здесь нечему, ведь на сайте Infranews в открытой форме предлагается информационное сотрудничество. "Мы предлагаем новые возможности - быстрое размещение вашей информации вне зависимости от редакционных предпочтений, - сообщается на сайте. - У вас на выбор есть несколько вариантов формирования текстов". По сути, за небольшое финансовое вознаграждение вы получаете лояльного эксперта. Но разве это оставляет место для веры в слова, с позволения сказать, таких "профессионалов"? Как отмечают независимые наблюдатели, ангажированные публичные заявления "специалистов" ставят под угрозу институт экспертной оценки как таковой.
Группа НМТП является крупнейшим по объему грузооборота портовым оператором в России. Грузооборот группы НМТП в 2012 году составил 158,9 млн тонн. В группу НМТП входят стивидорные компании ОАО "Новороссийский морской торговый порт", ОАО "Новороссийский зерновой терминал", ОАО "Флот НМТП", ОАО "Новороссийский судоремонтный завод", ОАО "