Россия обладает уникальными природными возможностями, которые могут переломить ситуацию с реформой РАО ЕЭС, которую многие называют проваленной. Такое мнение высказывают эксперты делового еженедельника "Компания". Издание напоминает, что 1 июля наша страна побила очередной неофициальный рекорд - с этого момента в России цены на электроэнергию выше, чем в Евросоюзе. Так после очередного утверждения базовых тарифов на электроэнергию в России, стоимость сотни киловатт-часов в Москве и Подмосковье стоит 9 и 10,1 евро, соответственно. А в не имеющей собственных источников дешевой энергии Болгарии - всего 8,7. С конца 2010 года тарифы на электроэнергию выросли в среднем по стране более, чем на 40 процентов.

Сегодняшний ускоренный рост тарифов, заставляет власти и инвесторов, использовать новый пути развития отрасли. Об этом изданию рассказали ведущие специалисты в области инновационной энергетики.

"Действительно, если брать общие темпы роста тарифов, то Россия обгоняет Евросоюз в 1,6 раза (по данным Евростата), - говорит Юрий Желябовский, бывший генеральный директор ООО "ЭНЕРГОСТРИМ" (в настоящий момент генеральным директором ООО "ЭНЕРГОСТРИМ" является Сергей Смородин - прим. Ко). - Причем, рост цен на электроэнергию в общей динамике является ключевым - очевидно, что она разгоняет все остальные цены. Потому что стоимость электроэнергии заложена буквально везде - в цене коммуналки, продуктов, даже бензина. Причем, мы как сбытовая компания, в нынешних условиях, казалось бы, мало как можем влиять на цену электроэнергии. По закону, мы имеем право "накручивать" лишь 4 процента на цену, которую нам дают поставщики электроэнергии".

Эксперт объяснил ценообразование в российской электроэнергетике после реформы РАО. Отрасль делится на собственно производителей электроэнергии (генерирующие компании), поставщиков (сетевые компании, которые доставляют по проводам энергию) и сбытовые (собственно непосредственных розничных продавцов). "Государство после консультаций с производителями устанавливает некий средний базовый тариф, по которому электроэнергию отдают в сетевые компании - говорит Юрий. - А сетевики уже продают нам, сбытовым компаниям. Причем у нас особого выбора нет, по каким сетям электроэнергия заходит в область, у тех мы и вынуждены покупать. И если, например, базовый тариф сегодня примерно рубль семьдесят копеек, то у сетевиков мы получаем на выходе уже пять с лишним рублей. Мы добавляем только свои четыре процента".

"То есть, очевидно, что разгоняют цену на электроэнергию именно, так называемые, сетевые потери - продолжает Желябовский. - Иными словами, получается как бы замкнутый круг. Мы работаем непосредственно с потребителями, и, само собой, именно нам они высказывают свое недовольство ростом тарифов. При этом мы, по сути, ничего не можем сделать - потому что, мы продаем то, что нам дают".

Сетевой тариф дифференцируется по уровням напряжения. Всего существует 4 уровня напряжения: высокое, среднее первое, среднее второе, низкое. К высокому напряжению подключены крупные потребители: заводы, промышленные предприятия. К низкому напряжению - предприятия малого бизнеса и население. Разница между тарифами на низкое и высокое напряжение доходит до 3-5 рублей. При этом население платит по специальному тарифу, который в разы ниже реальной себестоимости электроэнергии. Разницу оплачивают крупные потребители - это называется перекрестное субсидирование. Вот и получается следующая картина. Промышленность, имея низкие тарифы, нагружено дополнительной надбавкой для населения, а малый бизнес имеет соответственно высокий тариф. Все это обусловлено кривизной действующей методологии расчета сетевых тарифов.

Тем не менее, с точки зрения Юрия, выход все же есть: "Передовые компании, на рынке никогда не останавливаются, потому что остановка на сегодняшнем, очень динамичном рынке, это говоря образно смерть. Энергострим однозначно можно назвать в числе передовых на нашем рынке - мы первые внедрили единые Центры обслуживания клиентов, мы первые на рынке начали внедрять комплексную энергосберегающую технология "Умный дом", и мы первые начинаем работать с "малой генерацией"...".

Загадочное словосочетание "малая генерация" расшифровывалось просто - это электростанции мощностью до 100 мегаватт. ТЭЦ начинают строить в городке Ярцев Смоленской области. "Это настоящий прорывной проект, - рассказывает вице-президент Фонда содействия развитию регионов Евгений Беляев. - Во-первых, это первая со времен перестройки электростанция в России, которую построят с нуля. Вы только подумайте, у нас больше двадцати лет вообще ничего не строили свыше 10 мегаватт! Во-вторых, эта электростанция будет работать на торфе. Это само по себе настоящая революция в электроэнергетики нашей страны. И, наконец, это полностью российская технология - спроектировали ТЭЦ в соответствии с самыми высокими международными требованиями наши инженеры. А теперь по порядку. Россия занимает первое в мире по запасам торфа. Причем торф, в отличие от угля, возобновляемое сырье, и его сжигание полностью укладывается, говоря образно, в Конвенцию по выбросам - углекислый газ, который образуется при сжигании торфа, на сто процентов перерабатывается природой".

Еще один плюс в том, что после выработки торфяники можно использовать в сельском хозяйстве или вновь заболачивать, то есть вернуть в природный оборот. "В торф надо влюбиться! - вторит Беляеву директор Северо-Западной Топливной-Перерабатывающей компании (СЗТПК), Николай Карпов. - Для России это настоящая золотая жила! В Советское время от массового сжигания торфа для нужд энергетики отказались из-за тогдашнего низкого КПД. Сегодня новые технологии позволяют строить экономически выгодные "торфяные" ТЭЦ". "Причем, уже сегодня, на стадии проекта, мы ведем переговоры об экспортных контрактах в Европу и Азию, - продолжает Евгений Беляев. - То есть речь уже идет об экспорте новых российских технологий! Это само по себе показатель, правда?".

Но самый лучший показатель с точки зрения Беляева, это цена энергии: "Сегодня мы выходим по самым пессимистичным оценкам, на продажи примерно в 60 копеек за киловатт, то есть ровно в три раза меньше, чем общероссийский базовый тариф, - утверждает Николай Карпов. - Нужно понимать, что такое электростанция. Возьмите любой депрессивный регион - любой, и постройте там электростанцию, и он начнет оживать, появится работа, дороги, жилье".

"Смоленская ТЭЦ, это, пожалуй, на сегодняшний день самый интересный проект в отечественной энергетике, с точки зрения, защиты интересов простого потребителя, - подводит черту гендиректор "Энергострима" Юрий Желябовский. - Собственно, почему мы в этом проекте и участвуем. Если взять общемировую ситуацию - то сегодня рядовой потребитель электричества, то есть мы с вами, платим за нее больше, чем крупный - завод, например. Это экономически обоснованно - слишком большие потери энергии, которые доводятся до каждого жителя. И для нашей страны, где огромные расстояния и низкая плотность населения, это особенно актуально. Единственный способ снизить потери - это малая генерация, вот такие станции. Причем на местном сырье! То есть, этот проект без всяких оговорок - большая надежда России, наше будущее".