Изменения порядка налогообложения недвижимости, которые, как ожидалось, будут введены в наступившем 2012 году, откладываются. Как сообщила в конце 2011 года министр экономического развития Эльвира Набиуллина, введение единого налога на недвижимость в РФ возможно не раньше, чем через 5 лет. Многие граждане в связи с этим, отмечают аналитики рынка недвижимости, вздохнули спокойно. Ведь, как пояснили корреспонденту ИА REGNUM в компании «Релайт-Недвижимость», несмотря на то, что в основу нового единого налога на недвижимость властями была заложена совершенно правильная идея — обеспечить взаимосвязь между размером налоговых платежей и реальной рыночной стоимостью имущества, широкой общественности оставался непонятен механизм оценки, предлагаемый властями для корректного определения рыночных цен. «Значит, в рамках применения новой системы налогообложения не была исключена перспектива возникновения всевозможных перекосов, порожденных некорректностью оценок. А это, по ожиданиям населения, могло привести к существенному и не всегда справедливому увеличению налоговой нагрузки на граждан страны», — полагают эксперты.

bn.ru
Генеральный директор компании «РЕЛАЙТ-Недвижимость», координатор Межрегионального Партнерства Риэлторов Олег Самойлов.

О том, что новая система в текущих условиях непременно окажется далекой от совершенства, в ходе всего периода подготовки к введению нового налога предупреждали многие эксперты рынка недвижимости. По мнению генерального директора «Релайт-Недвижимость» и координатора межрегионального партнерства риэлторов Олега Самойлова, данное решение в текущих условиях является единственно правильным, так как ранее существовавшие мобилизационные планы введения нового налога в 2012 году изначально являлись абсолютно нереальными."Дело в том, что введению нового налога, призванного обеспечить взаимосвязь между размерами платежей и рыночной стоимостью недвижимости, в настоящее время мешают два основных фактора: незавершенность процесса формирования единого кадастра недвижимого имущества и отсутствие достаточного массива регулярно обновляемых и достоверных данных о реальных рыночных ценах сделок с недвижимостью, — пояснил Самойлов — При этом если первую из названных проблем — создание кадастра — вполне возможно решить во вполне обозримом будущем, то со второй проблемой ситуация обстоит далеко не столь однозначно».

Основная причина стремления многих граждан к сокрытию реальных цен совершаемых сделок и указанию в договорах купли-продажи недвижимости заниженных цифр, по мнению экспертов, кроется в том, что во всех случаях, когда продаваемый объект находился в собственности менее трех лет, указание в договоре реальной цены приводит к тому, что продавец вынужден уплатить немалый налог на доход. Естественно, что готовность населения к подобным платежам невелика. При этом продажа недвижимости, по существу, является актом обмена материального актива на денежный, и никакого вновь полученного дохода у продавца в данном случае не возникает. А значит, и взимания соответствующего налога на доход быть не должно.

«Для того, чтобы преодолеть затронутую проблему и обеспечить возможность корректного налогообложения недвижимого имущества граждан, государству, по моему мнению, следует сделать всего один важный шаг — изъять из статьи 220 Налогового Кодекса норму, распространяющую размер имущественного налогового вычета в размере всей суммы, вырученной от продажи объектов недвижимости, лишь на случаи, когда имущество принадлежало продавцу более трех лет, — добавил Самойлов. — Конечно, устранение данной нормы повлечет за собой некоторое снижение объемов поступлений налогов на доходы физических лиц. Однако существенное недополучение бюджетом поступлений по этому виду налогов имеет место и сейчас, даже несмотря на активную деятельность органов налогового контроля. Поэтому представляется, что размер реальных потерь бюджета будет не так уж и велик. Зато при этом откроется возможность внедрения корректной системы оценки объектов, которая станет реальной основой для внедрения налогообложения недвижимости исходя из действительно рыночной стоимости. А это, в свою очередь, неизбежно приведет к росту объемов собираемости планируемого к введению налога на недвижимое имущество».

«Таким образом, в настоящее время существует уникальная возможность одним «выстрелом» убить двух зайцев: и сделать шаг в направлении приведения системы налогообложения доходов граждан в соответствие с реальной жизнью, и обеспечить планы по введению единого налога на недвижимость данными, необходимыми для построения корректной системы оценки. При этом думаю, что ни о каких потерях бюджета в данном случае речь не идет. Состоявшаяся пятилетняя отсрочка дает надежду на то, что этот «блин» удастся сделать так, чтобы он не «вышел комом», — подытожил аналитик.