О перспективах развития Владивостока, будущем и настоящем города в интервью руководителя комитета по экономической политике собственности Думы Владивостока, руководителя компании "Наш Дом - Приморье" Марины Ломакиной.

ИА REGNUM: Марина Александровна, как Вы оцениваете стратегический план развития Владивостока?. Не могу сказать, что стратегия идеальна и является планом к действию. Она дает определенные ориентиры и направления к действию для администрации г. Владивостока. Указывает на необходимость своего позиционирования, встраиванию в федеральные и региональные программы. Понятно, что на сегодняшний день финансовые ресурсы города ограничены. И они должны расходоваться таким образом, чтобы усилия федеральной и региональной власти были в унисон с усилиями местной власти. В этом случае эффект мы получим быстрее, в том числе и экономический.

ИА REGNUM: Как человек, который участвует непосредственно в строительстве объектов Саммита АТЭС - 2012, как Вы оцениваете шутливые высказывания некоторых "строителей" о том, что Владивосток было бы проще разрушить и построить заново, нежели модернизировать всю городскую инфраструктуру?

Я не согласна с этим. Мы же не собираемся строить новую Астану! Я хорошо помню Владивосток в 80-е годы. В основном была та архитектура, которая сейчас доминирует. Но город был чистый и ухоженный, лица людей были радостными. У меня с детства остались самые лучшие впечатления о Владивостоке. Цирк был ухожен, проходили шикарные парады. Как можно снести то, что сделали наши деды и говорить о том, что "мы сделаем лучше"? Возможно, не везде хорошо сочетаются архитектурные стили зданий. Со временем все объекты ветшают, какие-то из них становятся памятниками истории, за ними ухаживают, а какие-то сносятся.

ИА REGNUM: Сейчас центр города, по сути, загроможден зданиями. Существует проблема точечной застройки, которая постоянно обсуждается. Тем не менее, в центре функционируют госпредприятия, основные крупные компании и бизнес тяготеет к центру. Какие, на ваш взгляд, есть пути развития деловой части города в дальнейшем, на что следует ориентироваться?

Я бы ориентировалась на индустрию гостеприимства и сервиса. Понятно, что портовая зона и сегодня во Владивостоке остается. Это торговый и рыбный порты, Дальзавод. Если посмотреть на город через 50 лет, я не уверена, что эти предприятия будут функционировать в том виде, в каком они есть сейчас. Я думаю, Владивосток уйдет в образование и сервис. Конечно, логистика останется во Владивостоке и Приморье, вопрос лишь в том, в каком объеме и в каких местах это будет находиться.

ИА REGNUM: Вы не боитесь, что Владивосток, как и многие западно- и южноевропейские города-курорты, перенаправит вектор своего развития с транспортной индустрии на индустрию гостеприимства и оставит мечты о миллионной агломерации, став подобием Венеции, где живет несколько сотен тысяч человек и как-то законсервируется в этом?

На базе Дальневосточного федерального университета может вырасти индустрия здоровья, биологии моря. Это тоже производство, но это не индустриальная промышленность, а промышленность и производство XXI века. Я думаю, Владивосток должен двигаться по такому вектору, здесь перспективы просто колоссальные.

ИА REGNUM: Если рассматривать Владивосток как туристический центр, то игровая зона "Приморье" в его окрестностях - это один из немногих проектов, которые, так или иначе, реализуются. Как вы думаете, имеет ли он перспективу?

Могу сказать, что создание правительством игорной зоны в Приморье, на мой взгляд, это хорошая идея. Здесь удачное местоположение для игорной зоны, но необходимо помнить, что ее концепция подразумевает не столько игорный бизнес. Проанализировав опыт других стран и получив консультации международных экспертов, которые участвовали в развитии нынешнего Лас-Вегаса и Сингапура, мы пришли к выводу, что игорная зона - не совсем тот контекст, который был бы интересен Приморью. Мы считаем, что это должна быть интегрированная зона для отдыха и развлечений. А игорные игровые заведения должны составлять не более 5-7% от всего, что будет создано. Во-первых, мы даем возможность отдыха, развлечений и проведения мероприятий не только жителям Приморья, Дальневосточного и Сибирского округов. То, что есть у наших азиатских соседей - Кореи, Японии - в корне отличается от наших реалий, у них, все-таки, казино, а это своего рода искушение. Мы все-таки хотим оставить этот сегмент для тех, кто хочет и может себе подобное позволить, но вместе с тем, эта территория должна быть доступна для гораздо более широкого круга граждан. Удовольствие от той красоты, пространства, которое будет там создано, должны получать жители Приморья и гости Владивостока.

Создание такого комплекса даст мощный толчок экономике Приморского края. Артемовский и Владивостокский городские округа получат свои дивиденды. Люди, которые будут там работать, получат возможность самореализации и обеспечению своих семей. Это позволит удержать молодежь здесь, люди будут чувствовать, что они востребованы. Если учитывать высокий интерес международных игроков на этом рынке, можно с уверенностью сказать, у Приморья есть шанс выйти на международный уровень.

ИА REGNUM: Вы затронули тему международных игроков. Тем не менее, насколько известно, первую лицензию на работу в игорной зоне получила компания из г. Артема. Как вы оцениваете тот факт?

Иностранные партнеры могут оценить серьезность намерений российских властей, в том числе и региональных, только если реально что-то происходит - создается инфраструктура, есть возможность получить лицензию, следовательно, заниматься этим бизнесом легально. Сегодня все эти сигналы для иностранных партнеров продемонстрированы. После того, как была получена первая лицензия, мы отмечаем высокий интерес к изучению той юридическо - экономической ситуации, которая сложилась в регионе, как раз со стороны зарубежных игроков этого рынка.

ИА REGNUM: Одна из основных проблем развития туризма и индустрии гостеприимства в российских регионах, которая по-прежнему актуальна - это логистика самих гостей и пассажиров. Это высокая стоимость внутренних авиаперелетов, высокая стоимость билетов на российских железных дорогах. В то же время мы спрашивали у крупных региональных чиновников из Приморья и других областей ДФО, не стоило бы регионам обратиться к федеральному центру, чтобы ввести какие-то льготы, послабление по транспортным перевозкам, помимо прямого субсидирования, которое сейчас активно применяется и имеет неоднозначные отзывы. Чиновники заявляли, что если они придут просить еще денег, после такого финансирования, их могут просто неправильно понять?

Все зависит от позиционирования. Если мы позиционируем нашу игорную зону как международную, то для иностранных партнеров не требуется специальных тарифов и преференций, за исключением специального визового режима. Говоря об игорной зоне с развлечением и курортами, хочется отметить, что здесь предоставляется безусловная возможность для сибиряков. Я пока не говорю о Западе России, мы рассматриваем Сибирь и ДФО - естественно это должно быть для них доступно. Ни для кого не секрет, что тарифы для этих территорий выше, чем при взаимном перемещении трудовых ресурсов на западе России. Если мы говорим об общегосударственной политике, не разделяя регионы, чтобы они имели возможность развиваться в одинаковых экономических условиях, такого регулирования не избежать. Не зря в Советском Союзе эти механизмы действовали. Я отношусь с уважением к Госплану, в структуре которого на тот момент были просчитаны все корреляции между ценообразованием и экономическим эффектом от того или иного решения. Все было просчитано буквально до копейки. Сегодня, к сожалению, такой структуры нет, но экономические законы не зависят от того, капиталистический или социалистический строй, демократия или диктатура. Это, как математика: все законы действуют универсально. Важно, чтобы Дальний Восток развивался, и сюда приезжали люди, и они не должны терять связь с западной частью России. Мы видим, сегодня принят ряд мер. Эффект от них будут оценивать, делать выводы и предлагать следующие шаги. Если мы говорим об интеграции Приморья или Дальневосточного Федерального Региона в Азию безотносительно к западной части России, то нужно считать, насколько эти спецтарифы нужны. Я думаю, вряд ли. Но если мы говорим о России как о целостной стране и рассматриваем Приморье, как тихоокеанские ворота России в Азию, то, безусловно, такие шаги следует делать. В разных регионах страны не должен быть разный уровень жизни. Мы все граждане одной страны и наши экономические возможности должны быть одинаковыми.