Сегодня, 27 декабря, в Санкт-Петербурге пройдут общественные слушания по одному из очередных крупных инвестиционных проектов города - созданию так называемого "Телеграда", проекта инвестора ЗАО "Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов (СПбЦМП) "Телеград". В результате строительства "Телеграда" - многофункционального комплекса с конгресс-холлом, отелями, инфраструктурой для создания мультимедиа-проектов исчезнет Василеостровский трамвайный парк. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Василеостровский трамвайный парк на Среднем проспекте, 77, стал еще одной точкой борьбы градозащитников за сохранение Старого Петербурга.

Поливомоечный трамвай, построенный в 1940 году, отслуживший городу более 50 лет не имеет аналогов, но не числится даже на балансе музея
Поливомоечный трамвай, построенный в 1940 году, отслуживший городу более 50 лет не имеет аналогов, но не числится даже на балансе музея

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM лидер другой градозащитной организации - "Группа ЭРА (экология рядовой архитектуры)" Алексей Ярэма, "накануне слушаний градозащитники обратились к прокурору Санкт-Петербурга Сергею Зайцеву с требованием принять меры в связи с многочисленными грубыми нарушениями законодательства при подготовке к реализации проекта, в особенности - к сносу Василеостровского трампарка". "К настоящему времени выделены три предполагаемых к застройке участка, границы которых проходят прямо по существующим зданиям. Подобного рода "межевание" не только противоречит природе вещей и здравому смыслу, но и категорически запрещено Земельным кодексом Российской Федерации", - пояснил градозащитник. Авторы заявления, переданного в Городскую прокуратуру, также обращают внимание на то, что историко-культурная экспертиза, заказанная будущим инвестором - компанией "Телеград", якобы выявила "отсутствие архитектурной ценности" у половины подлинных трамвайных депо начала XX века, в то время как все три корпуса этого депо уже были официально признаны выявленными объектами культурного наследия. Корпуса на всём протяжении своего существования всегда были цельными со сквозными проездами в поперечной стене, статус памятника был снят именно с тех половинок, откуда вышел первый петербургский трамвай и имеющих нигде не повторяющееся конструктивное решение. Активисты требуют от прокурора города "признать незаконными и подлежащими отмене ряд распоряжений КГА и КГИОП, принятых с нарушениями закона".

В Санкт-Петербурге с 14 по 18 декабря проходила "Неделя действий в защиту Василеостровского трамвайного парка". В рамках этой недели в Санкт-Петербургском Доме ученых была представлена концепция создания на базе Василеостровского трамвайного парка Музея городского транспорта. Авторы концепции - ведущий инженер-конструктор отдела конструкторских работ службы подвижного состава ГУП "Горэлектротранс" Дмитрий Карпов, специалист-техник Игорь Герасимов, архитектор Виктор Туралин, председатель регионального общественного движения "Петербуржцы - за общественный транспорт" Владимир Федоров. Авторы концепции считают, что концепция создания интерактивного Музея городского транспорта не противоречит развитию территории и вполне бы смогла при желании инвестора "ужиться" с "Телеградом" - только при этом нужны компромиссные решения, к примеру, отказ от очередного конгреесс-холла, сохранение старых корпусов и уникального пространства.

В концепции музея подробно описано, как это можно сделать, также дается описание ретро-маршрутов по городу, столь характерных для европейских городов, пешеходной зоны внутри музейного пространства с устройством различных инсталляций, где бы посетитель последовательно попадал из Петербурга 1907 года в Ленинград 1980-х годов. "Мы предусмотрели и социальную составляющую - сотрудничество со школами и учебными заведениями, и сотрудничество с музеями и другими учреждениями культуры города, и работу с инвалидами, и обучение молодежи, и то, как музей может зарабатывать деньги - за счет платных мероприятий на своей территории и за счет специально созданных для сдачи в аренду ретро-трамваев и троллейбусов. При грамотном менеджменте все это можно сделать. Но к нам никто не прислушался", - говорит Виктор Туралин. Концепция музея получила благожелательные рецензии. Рецензенты - доктор технических наук, заместитель директора Института проблем транспорта РАН Юрий Искандеров, доктор архитектуры, сопредседатель петербургского отделения ВООПиК Маргарита Штиглиц, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой музееведения и экскурсоведения СПбГУКИ Елена Мастеница. Также готовность поддержать начинания активистов выразил Политехнический музей Москвы в лице заместителя директора Наталии Чечель и Петербургский Союз учёных в лице Михаила Конашева.

Что же представляет собой нынешняя, пока еще не уничтоженная основа будущего музея городского транспорта? Вот как об этом говорится в концепции музея:

"Весь комплекс представляет собой яркий образец промышленной архитектуры конца XIX начала XX века. В нём чудесным образом сочетается внешняя красота и утилитарное предназначение без ущерба для производственного процесса. Василеостровский трамвайный парк - это первый трамвайный парк Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 1905 году, и к 1907 году был сдан в эксплуатацию "полусарай №1", откуда и состоялся выход первых трамвайных вагонов. Василеостровский трампарк имеет и общероссийскую ценность, так как это первые в стране здания депо, изначально спроектированные для электрического трамвая, а не переделанные ангары для конки, как в других городах, где трамвай пошёл раньше. Полностью комплекс был сдан к 1910 году. Строительство парка предусматривалось в ходе осуществления пуска первой очереди Санкт-Петербургского трамвая, утвержденного Городской думой. Конкурс на осуществление проекта выиграло общество "Вестингауз". Архитектор зданий депо гр. инженер Л.Б. Горенберг, инженеры Ф.О. Тейхман, А.Г. Коган.

В градостроительном отношении особую средообразующую роль играют видовые зоны на лицевые фасады зданий депо с западной стороны, а также с востока, со стороны 19-й линии В.О. и визуальная связь (видовой коридор) площади с веером выездов со Средним проспектом В.О. Она корреспондируется с расположенным напротив зданием Геологического комитета - архитектурным акцентом в окружающей застройке. Парк на Васильевском острове является одним из последних уцелевших исторических комплексов депо. Вагонные сараи Рождественского и Крестовского трамвайных парков были снесены в течение последних 5 лет. Перспектива развития города ставит под угрозу существование двух оставшихся исторических депо Московского и Петроградского трамвайных парков. В связи с этим, сохранение в полном объеме комплекса вагонных сараев Василеостровского трамвайного парка приобретает особую историческую значимость.

На сегодняшний день в структуре ГУП "Горэлектротранс" существует структурное подразделение "Музей". В коллекции музея находится 45 трамвайных вагона и 18 троллейбусов. В настоящее время полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации 22 трамвайных вагона выпуска от начала 1930-х до начала 1990-х годов. Среди них вагон-имитация "Brush" - один из первых вагонов Санкт-Петербурга, изготовленных на одноимённом британском заводе. Восемь вагонов типа МС ("Моторный стальной"), производившиеся в Петрограде-Ленинграде на заводе "Красный путиловец". Также представлен весь модельный ряд вагонов, созданных и серийно производившихся на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВАРЗ - ЗРГЭТ - ЛТТЗ - ПТМЗ). Среди них легендарная "Американка" - трамвайный поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33 ("Ленинградский моторный", "Ленинградский прицепной", цифра обозначает год разработки первого вагона модели). Трамвайные поезда ЛМ-47 и ЛП-47, ЛМ-49 и ЛП-49 ("Слон"), вагон ЛМ-57 ("Стиляга"), вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57, вагон ЛМ-68 ("Аквариум"), ещё встречающийся в городе вагон ЛМ-68М, некогда самый длинный в России трёхсекционный вагон ЛВС-89 ("Ленинградский вагон сочленённый") и его более современный преемник ЛВС-93.

Остальные 22 трамвайных вагона ожидают реставрации и составляют уникальный музейный фонд. Среди них, в частности, оригинальные специальные вагоны выпуска 1915-х - 1960-х годов, пережившие блокаду. Также в коллекции находится 18 троллейбусов, охватывающих весь период их существования в Ленинграде. Среди них ЯТБ-1 (первый троллейбус Ленинграда 1936 года выпуска, ныне старейший троллейбус в мире), МТБ-82Д 1947 года выпуска, ЗиУ-5Г 1967 года выпуска и ЗиУ-682Б (ЗиУ-9) 1972 года выпуска. 6 троллейбусов полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации, 11 остальные ждут реставрации и составляют фонд музея. В настоящее время коллекция располагается в двух ближних к Среднему пр. корпусах бывшего Василеостровского трамвайного парка по адресу Средний проспект, д. 77. Второй средний корпус полностью используются для технического обслуживания и временного размещения экспонатов, ожидающих реставрации, и неэксплуатируемых трамваев и троллейбусов. Третий дальний корпус обеспечивает эксплуатацию линейных поездов трамвайного парка № 3 - это нынешний шестой трамвайный маршрут".

Как поясняет Виктор Туралин, некоторые старинные образцы транспорта, которые в Санкт-Петербурге готовы распилить на металлолом, уже хотят купить более дальновидные москвичи. "Этот уникальный технический музей может и должен существовать в рамках действующего трамвайного парка. В случае реновации трамвайной сети центра или развития линий с Васильевского острова в Приморский район через новый стадион, нам все равно придется восстанавливать трамвайный парк транспортное предприятие или строить новый где-то здесь же новый ПТО (пункт технического обслуживания). У нас в центральной части города практически уничтожена трамвайная сеть. Через лет десять ее придется восстанавливать вольно или невольно, - вторит архитектору Алексей Ярэма. - Это мировой тренд развития транспортных систем. Нигде за границей трамвай не сносят, а, наоборот, строят. И даже у нас уже есть проекты развития современного трамвая, который свяжет Пулково и Московский вокзал. Не за горами реновация трамвайной сети центра Санкт-Петербурга. Василеостровский трамвайный парк - единственное уцелевшее транспортное предприятие в центе города". Алексей Ярэма напомнил, что в рамках "Недели действий в защиту Василеостровского трамвайного парка" не удалось провести анонсированную экскурсию по трампарку и музею для журналистов и прокатить ветеранов на старом троллейбусе. "Поступил звонок из Смольного и эти мероприятия не состоялись - "Горэлектротранс" не смог ослушаться власти", - отметил градозащитник.

Напомним, на состоявшейся 24 декабря очередной встрече представителей градозащитного движения "Живой город" с губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко был поднят вопрос о сохранении Василеостровского трамвайного парка - градозащитники передали губернатору материалы об этой проблеме. Инвестор предполагает частично снести трамвайный парк, часть корпусов трамвайного депо - памятники архитектуры регионального значения - уже сняты с охраны, а музей городского электрического транспорта, который располагается сейчас на территории парка, принадлежащего ГУП "Горэлектротранс", попросту исчезнет, так как инвестор не предполагает оставлять трамвайные пути, ремонтную базу и тому подобное. Предполагается полная и окончательная ликвидация трамвайного парка как действующего транспортного предприятия, снос части исторических зданий депо - статус памятника присвоен только половинкам ангаров, существенное сокращение коллекции музея электротранспорта и ликвидация ремонтно-реставрационной базы.

Напомним также, уже несколько лет подряд в Санкт-Петербурге активисты отмечают 15 апреля - день пуска трамвая после блокадной зимы - ветеранов и блокадников приглашают проехать на ретро-трамвае. Комитет по культуре совсем недавно инициировал проект "Музыкальный трамвай" - именно он открыл столь успешно прошедшую 11 декабря "Ночь музыки в Санкт-Петербурге". Петербургский - ленинградский трамвай всегда был удобным и доступным видом городского транспорта, одним из городских узнаваемых брендов, предметом гордости блокадных лет, исторической достопримечательностью, ныне находящейся на грани исчезновения.