Санкт-Петербург перед выбором: "Телеград" или исторический Василеостровский трамвайный парк. Репортаж
Санкт-Петербург, 27 декабря, 2010, 12:54 — ИА Регнум. Сегодня, 27 декабря, в Санкт-Петербурге пройдут общественные слушания по одному из очередных крупных инвестиционных проектов города - созданию так называемого "Телеграда", проекта инвестора ЗАО "Санкт-Петербургский центр мультимедийных проектов (СПбЦМП) "Телеград". В результате строительства "Телеграда" - многофункционального комплекса с конгресс-холлом, отелями, инфраструктурой для создания мультимедиа-проектов исчезнет Василеостровский трамвайный парк. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, Василеостровский трамвайный парк на Среднем проспекте, 77, стал еще одной точкой борьбы градозащитников за сохранение Старого Петербурга.
Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM лидер другой градозащитной организации - "Группа ЭРА (экология рядовой архитектуры)" Алексей Ярэма, "накануне слушаний градозащитники обратились к прокурору Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге с 14 по 18 декабря проходила "Неделя действий в защиту Василеостровского трамвайного парка". В рамках этой недели в Санкт-Петербургском Доме ученых была представлена концепция создания на базе Василеостровского трамвайного парка Музея городского транспорта. Авторы концепции - ведущий инженер-конструктор отдела конструкторских работ службы подвижного состава ГУП "Горэлектротранс"
В концепции музея подробно описано, как это можно сделать, также дается описание ретро-маршрутов по городу, столь характерных для европейских городов, пешеходной зоны внутри музейного пространства с устройством различных инсталляций, где бы посетитель последовательно попадал из Петербурга 1907 года в Ленинград 1980-х годов. "Мы предусмотрели и социальную составляющую - сотрудничество со школами и учебными заведениями, и сотрудничество с музеями и другими учреждениями культуры города, и работу с инвалидами, и обучение молодежи, и то, как музей может зарабатывать деньги - за счет платных мероприятий на своей территории и за счет специально созданных для сдачи в аренду ретро-трамваев и троллейбусов. При грамотном менеджменте все это можно сделать. Но к нам никто не прислушался", - говорит Виктор Туралин. Концепция музея получила благожелательные рецензии. Рецензенты - доктор технических наук, заместитель директора Института проблем транспорта
Что же представляет собой нынешняя, пока еще не уничтоженная основа будущего музея городского транспорта? Вот как об этом говорится в концепции музея:
"Весь комплекс представляет собой яркий образец промышленной архитектуры конца XIX начала XX века. В нём чудесным образом сочетается внешняя красота и утилитарное предназначение без ущерба для производственного процесса. Василеостровский трамвайный парк - это первый трамвайный парк Санкт-Петербурга. Его строительство началось в 1905 году, и к 1907 году был сдан в эксплуатацию "полусарай №1", откуда и состоялся выход первых трамвайных вагонов. Василеостровский трампарк имеет и общероссийскую ценность, так как это первые в стране здания депо, изначально спроектированные для электрического трамвая, а не переделанные ангары для конки, как в других городах, где трамвай пошёл раньше. Полностью комплекс был сдан к 1910 году. Строительство парка предусматривалось в ходе осуществления пуска первой очереди Санкт-Петербургского трамвая, утвержденного Городской думой. Конкурс на осуществление проекта выиграло общество "Вестингауз". Архитектор зданий депо гр. инженер Л.Б. Горенберг, инженеры Ф.О. Тейхман, А.Г. Коган.
В градостроительном отношении особую средообразующую роль играют видовые зоны на лицевые фасады зданий депо с западной стороны, а также с востока, со стороны 19-й линии В.О. и визуальная связь (видовой коридор) площади с веером выездов со Средним проспектом В.О. Она корреспондируется с расположенным напротив зданием Геологического комитета - архитектурным акцентом в окружающей застройке. Парк на Васильевском острове является одним из последних уцелевших исторических комплексов депо. Вагонные сараи Рождественского и Крестовского трамвайных парков были снесены в течение последних 5 лет. Перспектива развития города ставит под угрозу существование двух оставшихся исторических депо Московского и Петроградского трамвайных парков. В связи с этим, сохранение в полном объеме комплекса вагонных сараев Василеостровского трамвайного парка приобретает особую историческую значимость.
На сегодняшний день в структуре ГУП "Горэлектротранс" существует структурное подразделение "Музей". В коллекции музея находится 45 трамвайных вагона и 18 троллейбусов. В настоящее время полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации 22 трамвайных вагона выпуска от начала 1930-х до начала 1990-х годов. Среди них вагон-имитация "Brush" - один из первых вагонов Санкт-Петербурга, изготовленных на одноимённом британском заводе. Восемь вагонов типа МС ("Моторный стальной"), производившиеся в Петрограде-Ленинграде на заводе "Красный путиловец". Также представлен весь модельный ряд вагонов, созданных и серийно производившихся на Ленинградском вагоноремонтном заводе (ВАРЗ - ЗРГЭТ - ЛТТЗ - ПТМЗ). Среди них легендарная "Американка" - трамвайный поезд из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33 ("Ленинградский моторный", "Ленинградский прицепной", цифра обозначает год разработки первого вагона модели). Трамвайные поезда ЛМ-47 и ЛП-47, ЛМ-49 и ЛП-49 ("Слон"), вагон ЛМ-57 ("Стиляга"), вагон-лаборатория контактной сети на базе ЛМ-57, вагон ЛМ-68 ("Аквариум"), ещё встречающийся в городе вагон ЛМ-68М, некогда самый длинный в России трёхсекционный вагон ЛВС-89 ("Ленинградский вагон сочленённый") и его более современный преемник ЛВС-93.
Остальные 22 трамвайных вагона ожидают реставрации и составляют уникальный музейный фонд. Среди них, в частности, оригинальные специальные вагоны выпуска 1915-х - 1960-х годов, пережившие блокаду. Также в коллекции находится 18 троллейбусов, охватывающих весь период их существования в Ленинграде. Среди них ЯТБ-1 (первый троллейбус Ленинграда 1936 года выпуска, ныне старейший троллейбус в мире), МТБ-82Д 1947 года выпуска, ЗиУ-5Г 1967 года выпуска и ЗиУ-682Б (ЗиУ-9) 1972 года выпуска. 6 троллейбусов полностью восстановлены и пригодны к эксплуатации, 11 остальные ждут реставрации и составляют фонд музея. В настоящее время коллекция располагается в двух ближних к Среднему пр. корпусах бывшего Василеостровского трамвайного парка по адресу Средний проспект, д. 77. Второй средний корпус полностью используются для технического обслуживания и временного размещения экспонатов, ожидающих реставрации, и неэксплуатируемых трамваев и троллейбусов. Третий дальний корпус обеспечивает эксплуатацию линейных поездов трамвайного парка № 3 - это нынешний шестой трамвайный маршрут".
Как поясняет Виктор Туралин, некоторые старинные образцы транспорта, которые в Санкт-Петербурге готовы распилить на металлолом, уже хотят купить более дальновидные москвичи. "Этот уникальный технический музей может и должен существовать в рамках действующего трамвайного парка. В случае реновации трамвайной сети центра или развития линий с Васильевского острова в Приморский район через новый стадион, нам все равно придется восстанавливать трамвайный парк транспортное предприятие или строить новый где-то здесь же новый ПТО (пункт технического обслуживания). У нас в центральной части города практически уничтожена трамвайная сеть. Через лет десять ее придется восстанавливать вольно или невольно, - вторит архитектору Алексей Ярэма. - Это мировой тренд развития транспортных систем. Нигде за границей трамвай не сносят, а, наоборот, строят. И даже у нас уже есть проекты развития современного трамвая, который свяжет Пулково и
Напомним, на состоявшейся 24 декабря очередной встрече представителей градозащитного движения "
Напомним также, уже несколько лет подряд в Санкт-Петербурге активисты отмечают 15 апреля - день пуска трамвая после блокадной зимы - ветеранов и блокадников приглашают проехать на ретро-трамвае. Комитет по культуре совсем недавно инициировал проект "Музыкальный трамвай" - именно он открыл столь успешно прошедшую 11 декабря "Ночь музыки в Санкт-Петербурге". Петербургский - ленинградский трамвай всегда был удобным и доступным видом городского транспорта, одним из городских узнаваемых брендов, предметом гордости блокадных лет, исторической достопримечательностью, ныне находящейся на грани исчезновения.