Начальник Калининградской железной дороги (филиал ОАО "РЖД") Иван Беседин вернулся из Вильнюса, где накануне состоялась встреча Калининградской, Литовской и Белорусской железнодорожных администраций по вопросам тарифной политики на калининградском направлении. Для сравнения: если в январе-феврале 2009 года объем грузопотока во всей России упал на 28%, то калининградское направление потеряло 54% грузов. По итогам трехсторонних переговоров глава КЖД ответил на вопросы корреспондента Новости REGNUM.

Новости REGNUM: Иван Сергеевич, чем вызваны переговоры с Литвой и Белоруссией?

Наша встреча вызвана существенным снижением грузопотока на калининградском направлении, в формировании которого участвуют и Белоруссия, и Литва. И мировой финансовый кризис здесь наложился отчасти. Это можно судить по динамике грузооборота в целом по России. Так, в январе 2009 года объем грузопотока по железной дороге в стране упал на 33%, в феврале - на 24%, в марте - на 21%. У нас же калининградское направление потеряло 54% экспортного потока! Согласитесь, это неадекватное снижение. Если бы речь шла о 20-процентном падении грузопотока, мы бы не волновались, считая, что держим удар кризиса, как в целом по России. Но сейчас мы бьем тревогу.

Новости REGNUM: Уточните, какие конкретно грузы перестали уходить через Калининград в Европу?

Самые серьезные потери первых двух месяцев 2009 года: на 57% сократился транзит сырой нефти, бензина - 45%, мазута - на 87%. Из металлов: грузопоток чугуна упал - на 69%, ферросплавов - на 100%. Кокс - на 90%, древесина - на 78%, удобрения - на 57%. Это экспортный груз, который следовал в вагонах из России в Калининград по территории Белоруссии и Литвы, которые повысили тарифы на транзит.

Новости REGNUM: Значит, все дело в высоких тарифах сопредельных государств?

Несомненно, одна из причин снижения грузопотока - это более высокая индексация тарифов, которые установила сначала Литовская железная дорога - с 1 августа 2008 года, а затем - с 1 января 2009 года - Белорусская железная дорога. В Литве в августе тариф был повышен на 11,5%, в Белоруссии - на 14%. Если сравнивать тарифы в рублевом эквиваленте при нынешнем росте валюты, то можно констатировать, что тарифы на калининградском направлении выросли до 60% по Белоруссии и свыше 40% по Литве. Мы проанализировали данные по грузоперевалке Латвии и Эстонии в первом квартале 2009 года и поняли, что порты этих прибалтийских государств приросли в объемах перевозок. Да и российские направления не упали столь значимо, как у калининградского направления.

Новости REGNUM: Что вы предложили литовским и белорусским коллегам?

Мы предлагаем, по сути дела, вернуться к уровню тарифов до введения индексации Литвой и Белоруссией, тем самым позволив перераспределить грузопоток с территории России на калининградское направление. Речь идет о более десятка наименований грузов, по каждому из которых мы будем принимать конкретные решения.

Новости REGNUM: Литва и Белоруссия согласились, что потери Калининграда это в целом и их потери на транзите?

Наши коллеги сказали, что экономика сегодня требует принятия такого рода решений. Положительная динамика в подобных решениях уже есть. Например, в начале 2009 года Литва согласилась снизить тариф на транизт сои на 20%. В итоге компания "Содружество-Соя" [резидент Особой экономической зоны в Калининградской области с наибольшей долей заявленных инвестиций - 6,4 млрд рублей. - Новости REGNUM] увеличила на 40% отправку сои из Калининграда в Россию. В свою очередь Белоруссия снизила на 20% тариф по транзиту щебня, тем самым гарантировав себе продажу 150 тыс. тонн щебня в год на нужды Калининградской области. Иначе бы - при высоком транзите - наш регион закупал щебень в Швеции. В итоге мы договорились о сроке - 20 апреля мои коллеги доведут до нас свое решение о понижении тарифов.

Новости REGNUM: Сказался ли спад грузопотока на потребностях самой Калининградской области?

В этом плане каких-то нареканий, связанных с обеспечением той или иной продукцией жителей Калининградской области, на сегодня нет. Потребности Калининградской области удовлетворяются полностью. Так же на уровне вывоз продукции с территории Калининградской области. Более того, в новых экономические условиях отпала проблема загрузки железнодорожного парома Усть-Луга - Балтийск. Сейчас паром под завязку заполнен калининградским грузами. И мы сегодня рассматриваем вопрос о целесообразности постановки второго парома.