Если ситуация с автобусным парком не изменится к лучшему в ближайшее время, через два года пассажирам придется довольствоваться только трамваями и троллейбусами. За последние восемь лет областной Департамент автотранспорта не приобрел ни одной новой машины. Старение же парка идет в геометрической прогрессии, и в 2003 году от изношенных 1030 автобусов, обслуживающих сегодня ульяновцев, не останется ни одного, который был бы на ходу.

"Пассажирские перевозки не только у нас, но и во всем мире убыточны, дотируются из федерального или муниципального бюджета", - заявил начальник областного Департамента автотранспорта Сергей Карпенко. В начале 90-х, когда Департамент находился в ведении Министерства автомобильного транспорта, каждый год в Ульяновскую область поступало по 200-220 новых автобусов. 7-8-летние "старички" списывались, водители, наездившие миллион километров, были в чести, как герои. К чему мы пришли сегодня? Средний возраст автобусов достиг 10,2 лет, из ПАТП уходят лучшие специалисты - квалифицированные водители, слесари, сварщики (средняя их зарплата после повышения тарифов выросла с 1200 до 1500 рублей), задержка по выдаче зарплаты на некоторых предприятиях достигает четырех месяцев. При этом потребность в автотранспорте в Ульяновске с каждым годом возрастает: сейчас автобусы перевозят около 180 тыс. пассажиров в день.

"Справедливо, что при повышении цены на проезд в автобусе пассажир вправе требовать улучшения качества перевозок. От увеличения тарифов мы ожидаем в этом году получить дополнительные 40 млн. рублей, - сообщил С.Карпенко. - Они пойдут на самые экстренные нужды: погашение нашей задолженности перед коммунальщиками и энергетиками, на выдачу зарплаты, мелкий ремонт автобусов. Для коренных перемен эта сумма слишком мала. И вся наша надежда - на новый бюджет Ульяновской области, ту сумму, которая будет заложена на автотранспорт".

Департамент представил в администрацию области расчеты, из которых следует: чтобы хоть как-то поправить положение, автотранспортникам на 2001 год требуется 240 млн. рублей дотаций и 45 млн. рублей на восстановление подвижного состава (в прошлом году Департамент получил из бюджета 177 млн. рублей). Сумму, необходимую для приобретения новых автобусов, Департамент в расчетах не указал.

"У нас есть возможность брать машины в лизинг, к примеру, микроавтобусы "Газель", заменившие бы старые "КаВЗы", но все зависит от поддержки властей. Дадут добро - определится и цена вопроса", - говорит начальник областного Департамента автотранспорта. В Департаменте разработали проект комплексной программы автотранспорта области до 2004 года: "УДепартамента есть договоренность с "Авиастаром" о ремонте кузовов автобусов. В год авиастроители могут поставить на колеса 70 машин - обновленный кузов оснащается старой "начинкой", что продлевает жизнь автобуса еще на пять лет. В нашем парке ждут своей очереди 200 "ЛиАЗов", у которых провален пол, сломаны двери. Кроме того, мы считаем, что заказчиком перевозок должна выступать администрация области. В соответствующем договоре указывались бы обязанности сторон: власти оговаривают требуемое количество автобусов, число рейсов, маршрутов. Мы предоставляем все расчеты и отвечаем за качество перевозок.

Один из путей выхода из бедственной ситуации, - перевод автобусов на газ. Судьба этого проекта практически решена: первоначальные затраты на газификацию велики, но уже через год они должны окупиться. Департамент предложил модифицировать 100 автобусов - недавно отремонтированных и тех, что находятся сейчас в ремонте. Стоимость перевода на газ одного "Икаруса" (включая газобаллонное оборудование и баллоны) - 113 тыс. рублей. То есть стоимость всего проекта - более 11 млн рублей. Переход на газ снизит себестоимость перевозок, так как удешевится топливо для автобусов (сейчас составляющая себестоимости топлива доходит до 30-35%!). В проект отдельно заложено и строительство в Ульяновске газозаправочных станций. Возможно, что на уровне властей будет решаться и вопрос о льготниках," - сообщил С.Карпенко.

"Сейчас бесплатным проездом в автобусах пользуются 65 категорий граждан, но всех их содержать за свой счет мы не можем, - говорит Карпенко. - В прошлом году Департамент недополучил более 40 млн. рублей дотаций - из областного и из федерального бюджетов. Наша мечта - чтобы каждый пассажир входил в автобус с билетом, неважно, кем он будет приобретен - самим гражданином или комитетом соцзащиты".

Схема обеспечения льготников бесплатным проездом, которая предусматривает выделение "живых" денег на приобретение, к примеру, проездных билетов через социальные организации, наиболее выгодна для автотранспортников, сообщил "СК".