По сообщению Министерства печати и информации Саратовской области, состоялась пресс-конференция генерального директора компании "Саратоврегионгаз" Станислава Аникеева.

С.А.: В самом начале я хотел бы сказать, что желательно такие встречи проводить регулярно, хотя бы раз в месяц. Потому что сейчас ситуация меняется каждый день, каждую неделю, она меняется и в России, и в Саратовской области. Зачастую, к моему сожалению, иногда в средствах массовой информации появляется некая искаженная или однобокая информация о нашей деятельности на территории области. О том, чем мы болеем, чем мы занимаемся, какие вопросы мы решаем. Поэтому, несмотря на то, что сегодня наша пресс-служба работает очень активно, появляется информация, которая, мягко говоря, нас немножко не устраивает. И не отражает действительность. Поэтому такие встречи прямые вопросы, на которые я сегодня рассчитываю, прямые ответы, они, наверное, помогли бы нам сотрудничать и работать. И правильно освещать ту ситуацию, которая сегодня есть.

Что мне хотелось бы сказать вам в самом начале нашей встречи. Начался новый финансовый год. И для нашей структуры он начался не очень удачно. На территории создана и уже шесть месяцев работает новая организация. В новом году мы применили принципиально новые подходы в структуре газовых организаций Саратовской области. Окончательно сформировался газовый холдинг. Сегодня все финансовые потоки, все договорные отношения со всеми без исключения потребителями области и перераспределение газа будут проводится через "Саратоврегионгаз". Две такие крупные организации, как "Саратовоблгаз" и "Саратовгаз" будут заниматься эксплуатационной работой. Самой, наверное, трудной и самой неблагодарной на сегодняшний день. Сети - самые старые в Российской Федерации. Это ремонт, это аварийные вызовы, это замена, это обход, это газификация, это подключение новых домов. То есть вся техническая часть лежит сегодня на этих двух крупнейших на сегодня в стране организациях. По протяженности сети Саратовская область находится на третьем месте в Российской Федерации. На первом - Московская область, она просто самая большая. Потом Ставропольский край и Саратовская область.

По плотности газификации. На сегодня Саратовская область где-то на 93% газифицирована. Тоже делят с Белгородской областью 2-3 места. На первом тоже Московская область. Что входит в газовый холдинг, созданный на территории Саратовской области. Первое - это "Межрегионгаз", который является основным поставщиком газа в Российской Федерации. Он владеет 51% акций "Саратоврегионгаза". В свою очередь, "Саратоврегионгаз" владеет 51% акций "Саратовоблгаза" и "Саратовгаза". Создан классический холдинг.

Мне хотелось бы сказать еще сегодня о том, что первый месяц нового года ознаменовался тем, что Саратовская область опять прогремела на всю Россию. Я вам хочу сказать, что единственный регион в Российской Федерации, который не оплатил потребленный газ в размере 100% - это Саратовская область. Саратовская область в январе оплатила за газ всего 53% от поставленного газа на территорию. Я вам хочу сказать, что это очень сильно выделяет нас, мягко говоря, на уровне всех других регионов. Это говорит о том, что Саратовской областью до сих пор не найдено понимание, и не дошло до всех руководителей разных рангов, начиная с руководства областью, и заканчивая самым мелким потребителем, то, что за любой товар, коим является газ, нужно платить.

Наряду с этим я хотел бы сказать, что на самом деле в Саратове есть очень положительные примеры. Я их сегодня должен, безусловно, озвучить. Причем, что больше всего радует. это крупнейшие предприятия Саратовской области. В первую очередь - это "Саратовэнерго". У нас отстроены прекрасные отношения с одним из крупнейших потребителей газа на территории. Практически мы не допускаем сегодня сбоев поставки газа этой организации. Она на протяжении уже многих месяцев стопроцентно оплачивает потребленный газ. Нам на протяжении всего отопительного сезона удается решать вопросы о поставках газа дополнительного, сверх договорных объемов на "Саратовэнерго". Сегодня хорошо отлажены, еще раз повторяю, отношения и финансовые, и экономические. Прекрасные отношения с таким же крупнейшим потребителем, как "Вольскцемент". Нет проблем с "Саратовстекло". Выходим из финансовых и экономических проблем с организацией "Оргсинтез" (Саратов).

Что касается исполнительной власти, то сегодня два крупнейших города, с которыми тоже у нас нормальные отношения. Это город Энгельс и город Саратов. Для примера могу сказать. Несмотря на то, что Саратовом в целом по январю не был оплачен полностью газ, но по нашим сведениям в бюджет Саратова поступило порядка 100 млн. рублей, 60% этих денег были направлены на погашение потребленного газа и электроэнергии. А остальные 40% были направлены на зарплату бюджетникам. То есть речь идет о том, что стараются главы. В Энгельсе еще немного лучше ситуация. Вот, наверное, в общих чертах то, что я хотел вам сказать. Я уверен, что вопросов будет много. И в каждом вопросе я постараюсь раскрыть ту или иную тему.

- Вы сказали, что деньги, поступившие в бюджет Саратова были направлены на зарплату и оплату за потребленный газ. Насколько такая ситуация нормальна? И не является она тупиковой. Ведь у города есть и другие проблемы.

С.А.:Скорее всего, действительно эта ситуация не нормальна. Есть другие проблемы, есть разного рода сложности в городе. Но на сегодня две основополагающие проблемы, которые нужно решить, чтобы не допустить таких сбоев в работе региона, как допущено в других. Безусловно, сегодня нужно тепло, нужен хлеб, нужна электроэнергия. Я думаю, в связи с тем, что в целом довольно небольшая была собираемость налогов в Саратовской области, в том числе и в городе. Почему такие акценты были сделаны.

И мэры Саратова и Энгельса, и других городов стараются не допустить сбоев в теплоэнергоснабжении. Сегодня этот крен необходим. Нужно понять, что у нас нет выхода другого, нежели заплатить. За электроэнергию, за воду, за газ. Нет другого выхода. Эта проблема по-другому никак решиться не может. Потому что сегодня в России выстраиваются абсолютно другие отношения.

Сегодня для того, чтобы поставить газ на территорию области, мы его должны купить. Если нам не дают денег, если мы, в свою очередь, его не реализовали, мы не сможем купить тот объем газа, который необходим. Поэтому сегодня мэры городов и главы администраций, наверное, допускают перекос в сторону энергетиков. Может быть, сейчас, в зимний период. Но это не от хорошей жизни. Я так думаю. То, что нам удалось заложить в бюджет полный объем ассигнований на топливную энергетику, это, наверное, хорошо. Но то, что сегодня не выполняется Закон Саратовской области, то есть бюджет, потому что бюджетная сфера не заплатила уже заложенные деньги, вот это серьезный вопрос. Я в целом говорю о Саратовской области. Раз уж мы коснулись бюджета и налогов, я вам хочу сказать, что наша организация на территории Саратовской области реализует газа в течение года на 2 миллиарда 365 миллионов рублей.

Налогов все газовые организации "Саратоврегионгаз", "Саратовоблгаз" и "Горгаз" платят порядка 460 миллионов рублей в год. То есть мы еще и являемся одним из крупнейших налогоплательщиков. Наша стратегия и наша тактика сегодня таковы, что налоги мы платим только живыми деньгами. Как и вся Россия, мы фактически ушли от всевозможных учетных, бартерных и других схем. Экономика довольно-таки резко начала оздоравливаться. И потому, как платят другие регионы, по тому, как сегодня мы рассчитываемся за потребленный газ, это деньги.

- Как обстоят дела в округе? И почему мы оказались в аутсайдерах?

С.А.:Вы знаете, тут много очень составляющих. Предположения можно разные строить. Я, безусловно, уверен, что мы отстроим отношения и с исполнительной властью, как отстроили их с промышленными предприятиями. Мы сегодня прилагаем все силы, для того, чтобы на территории Саратовской области все было в порядке с поставками газа. Фактически мы не допустили ни одного сбоя в году мало-мальски серьезного.

Привычка Саратовской области ни за что не рассчитываться, она рано или поздно поставит и, скорее всего, уже поставила вопрос ребром. Мы ставили в известность Р.Ш.Халикова о том, что происходит с платежами за газ. Но есть старая русская поговорка: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Много вопросов сегодня. Почему за газ не платят? Почему не закладываются деньги в бюджеты муниципальных образования на погашение задолженности льготников. Вопрос серьезный. Ведь мы сегодня берем газ, и заведомо знаем, что мы полностью по нему не рассчитаемся по населению. А льготников, как известно, не менее 40% на территории Саратовской области.

Есть еще очень сложный вопрос. Сегодня такая крупнейшая организация, как "Саратовоблгаз", которая на территории Саратовской области обслуживает 20000 км сетей не обеспечена нормальным тарифом. То есть тот тариф, который устанавливает Правительство Саратовской области с региональной комиссией обеспечивает только на 40% того, что необходимо облгазу для аварийных работ, для оплаты налогов, для выплат заработной платы. При этом мы максимально уменьшили эксплуатационные расходы. Сегодня численность работающих в облгазе составляет 4,5 тыс. человек. А по всем нормативам и правилам их должно быть, как минимум, 8,5 тысяч. То есть в два раза больше. Дальше уже урезать численность и экономить на заработной плате нельзя, потому что это может очень резко сказаться на безопасности эксплуатации сетей. Так вот, на протяжении четырех лет "Саратовоблгаз" убыточен. Убытки составляют уже порядка 600 миллионов рублей за этот период. Руководство области проводит "страусиную" политику. Прячет голову в песок и говорит о том, что мы заботимся о населении. Но рано или поздно платить все равно придется.

Эта забота абсолютно неправильная, по-моему. Причем, порядка 90% регионов России имеют нормальные тарифы для газораспределительных организаций. Сегодня мы заботимся об энергетиках, о людях, которые поставляют тепло, воду. У всех рентабельные тарифы, все имеют прибыль. Кроме одной организации - "Саратовоблгаз". Эта проблема к тому, что будут ли платить. Сегодня ситуация такая. Даже, если теоретически все захотят заплатить, убытки по облгазу и убытки по льготному населению уже не позволят на 100% рассчитаться за газ. Поэтому эти вопросы нужно решать обязательно. Я думаю, что Саратовское правительство, главы администраций вынуждены будут понять, что за газ нужно платить. В противном случае этого товара просто не будет на территории Саратовской области. У нас на территории уже несколько лет объявлена диктатура закона. Будем надеяться, что все руководители всех уровней будут выполнять договорные обязательства, которые являются законом.

- Есть различные способы давления на организации, которые почему-либо неугодны властям. Вы какое-то давление испытываете?

С.А.: Мы стараемся мирно сегодня жить с властью, тем более, что к нам претензий, по большому счету, нет. Мы полностью на протяжении многих лет выполняем все договорные отношения с Саратовской областью. Бывают всякие возможности.

На самом деле рычагов давления на нас много. Но я хочу сказать, что мы хорошо отстраиваем сегодня отношения с налоговыми органами, с фискальными органами. Мы платим все налоги беспрекословно. Несмотря на то, что нам не доплачивают за потребленный газ. Платим их деньгами. Есть небольшие проблемы у Облгаза с Горгазом, но я думаю, что мы их тоже решим. Нам нужно закрыть старые долги. Безусловно, мы это сделаем. Сегодня я не ощущаю какого-либо давления со стороны власти.

Если говорить о наших силовых возможностях по отношению к нашим потребителям, мы тоже далеко не сторонники подобных мероприятий. Но край, наверное, наступил. Все уговоры и переговоры с руководителями предприятий всех форм собственности зачастую не приводили ни к чему. Сегодня нами принято решение, и мы не будем от него отступать, порядка 2728 потребителей-неплательщиков будут в ближайшие дни отключены или ограничены за неуплату за газ в январе. Вот эти две с лишним тысячи потребителей не заплатили в январе 53 млн. рублей. Причем, в основном, это очень мелкие предприятия, которые должны тысячу, две, три, пять тысяч рублей в месяц. И они не платят. Вот таких набежало 53 млн.

Хорошо отлажены отношения с крупными потребителями. С руководителями предприятий, которые потребляют практически 50% всего газа на территории области, нормальные отношения. Там есть понимание, там есть и взаимовыручка. А с мелкими предприятиями, администрациями округов, администрациями районов есть проблемы. И, конечно, самые крупные проблемы сегодня. это ЖКХ. Крупнейшие неплательщики. Сегодня мы знаем каждого неплательщика. Сегодня сложились такие договорные отношения, что мы доходим до каждого потребителя, которые потребляют газа до 2 тыс. кубометров в месяц. Сегодня для нас весь финансовый поток стал абсолютно прозрачным. Мы каждый день можем каждого потребителя отслеживать, как он потребляет газ, как он его оплачивает. Сегодня все для нас видны. И все для нас понятны. Поэтому мы с этого года начинаем очень жесткую работу. В других регионах России такая работа уже ведется. И в результате, в России все стали платить за газ 100%. Причем, многие регионы, 25-30% регионов, сегодня погашать начали старую задолженность за газ.

У нас в Саратовской области пока этого не произошло. Около трех миллиардов рублей должна Саратовская область за газ. Хотя мы неоднократно предлагали разные формы расчетов. Предлагали передать нам теплоэнергетику в счет расчетов за газ. Предлагали пойти на то, чтобы передать нам какие-то месторождения, которыми богато наше Заволжье. Для того, чтобы мы их начали разрабатывать, добывать газ и использовать его на территории. А деньгами, получаемыми с прибыли, погашать задолженность Саратовского региона. Предлагали рассчитываться объемами зерна. Мы много говорим о том, что зерна много в Саратовской области. Мы много схем предлагали, но пока обратных шагов не было никаких.

- Будут ли отключения ЖКХ, конкретные дома?

С.А.: Я хочу еще раз расставить акценты. Мы неоднократно в своих пресс-релизах, рассылаемых по СМИ, говорили о том, что за поставку тепла в жилые дома, на какие-то другие социальные объекты мы не несем ответственности. Наша задача. продать газ на территории Саратовской области.

Что касается отключения некоторых котельных от газа за неуплату, это вполне возможно. Хотя мы к этому очень осторожно подходим. Несмотря на всю нашу войну с жилищно-коммунальным хозяйством. Мы понимаем, что за этим стоят люди. Мы понимаем, что нельзя допустить никаких сбоев, как в других регионах. И стараемся каким-то образом все-таки договариваться. А что касается котельных предприятий, других форм собственности - будем отключать, безусловно. Если за газ не будут платить.

- Есть ли на сегодняшний день у вас технические возможности отключать конкретных потребителей?

С.А.: Сегодня мы имеем такую возможность. У нас на каждого потребителя своя задвижка. Так что мы справляемся. Бывают и такие случаи. В прошлом году, уже в зимние месяцы некоторые главы администраций допускали беспредел. Мы вынуждены были отключать предприятия или котельные в районе, которые хронически не платят, месяцами, а некоторые и годами. Были несанкционированные доступы к нашей трубе, самовольные подключения к трубе.

Были такие моменты, что нам приходилось вырезать кусок трубы у злостного неплательщика. И были случаи, в частности, в Новоузенском районе, после того, как мы вырезали кусок трубы. С подачи местного руководства какие-то неизвестные люди врезали этот кусок. И опять начали подавать газ. Это очень чревато. Безопасность от этого страдает. И, если уж мы говорим о диктатуре закона, я считаю, что все уровни власти области должны в первую очередь подчиняться этому закону. У нас есть на каждое предприятие задвижка. Это огромная, конечно, работа. Порядка трех тысяч предприятий. Это огромные человеческие и материальные затраты. Но мы вынуждены сегодня на это идти. Потому что 53 млн. рублей в месяц - это серьезная сумма.

Я надеюсь, что список неплательщиков в ближайший квартал намного уменьшится. Руководство всех этих и маленьких, и больших предприятий придет к тому, что за каждый товар нужно платить. Хотя проблемы, конечно, есть. Последнее решение ввести в договорные объемы "Саратовэнерго" было связано именно с тем, что если на одной ветке несколько потребителей, то, отключая газ неплательщикам (или уменьшая объемы), мы, тем самым наказываем и того, кто платит. У нас в Саратовской области существуют порядка 150 АГРС - это станции, которые разграничивают высокое давление транспорта газа по всей России между нашими потребителями в Саратовской области. И в случае невыполнения нами команд ЦПРУ РАО "Газпром" по ограничению конкретных предприятий и введению региона в договорные отношения, оттуда идет команда понижения давления через эти станции. Что грозит тем, что резко падает давление в трубе. И страдает, конечно, тот, кто платит. И мы пошли на ограничение конкретных теплостанций "Саратовэнерго", ввели область в договорной объем. В "Саратовэнерго" подожгли мазут, для того, чтобы не разморозить. Но мы не дали разбалансировать систему в целом Саратовской области. Потому что низкое давление в сети всегда чревато страшными последствиями.