По сообщению пресс-центра АВТОВАЗа попытка лидеров профсоюза АО "АВТОВАЗ" "Единство" (около 2,5 тысяч членов на 110 тысяч заводчан) остановить 10 октября главный сборочный конвейер волжского автомобильного гиганта не удалась. Лишь в цехе испытаний автомобилей примерно 40 водителей послеобеденный час посвятили дискуссиям, а "Лады" с конвейера вместо них сгоняли инженерно-технические работники. Результат - 73 автомобиля выстроившиеся вдоль главного корпуса (испытания на дефектность они прошли на следующий день).

В прессовом производстве после обеденного перерыва не приступали к своим обязанностям в течение часа около 70 человек, почти все из "Единства". Так же поступила и 131 бригада (смена А) цеха сборки сидений, которая все остальное время трудилась по "итальянскому варианту" - выполняя только нормированное задание, без привычной, неплохо оплачиваемой переработки. Итог - 109 "девяносто третьих" и "девяносто девятых" некомплектных по передним сиденьям. Во второй смене планируемая широкомасштабная акция, именуемая забастовкой, не получила и этой поддержки.

Интересно, что "забастовка" проходила как раз в тот день, когда сотни тольяттинцев, узнав о наборе рабочих на ВАЗ под рекордную производственную программу будущего года в 750 тысяч автомобилей, заполнили двор и коридоры заводского управления кадров. Так притягателен для них Волжский автозавод с его стабильно действующим производством и стабильной зарплатой, престижной продукцией и неплохими социальными льготами.

Притягателен он и для уже работающих на нем людей, которые сейчас, в пору производственно-хозяйственной реорганизации акционерного общества, опасаются потерять и в зарплате, и в льготах. Многие сознают, что придется поменять и место работы, раз оборудование передается на другие предприятия и фирмы, освобождая площади под подготовку производства новых моделей малолитражек.

Администрация старается максимально учесть интересы каждого работника. Например, при переходе на фирму, где выпускаются комплектующие для "Жигулей", недавнему ВАЗовцу завод гарантирует сохранение социальных льгот в течение пяти лет. И все равно неудовлетворенные перестройкой акционерного общества есть. На них и рассчитывает в первую очередь "Единство" с требованиями: "Повысить зарплату в 2 раза", "Гарантировать при переводе ВАЗовские льготы не на пять лет, а до пенсии" и т.д. Эти лозунги находят сочувствие в коллективах (слухи о материальном благополучии тольяттинских автостроителей сильно преувеличены), но люди так же сознают, что для завода в его нынешнем сложном финансовом положении эти требования невыполнимы. Ни на минуты не остановившийся 10 октября конвейер стал еще одним свидетельством сознательности и здравомыслия заводчан, их умения ориентироваться в потоке пустых обещаний и реальностях жизни.

Сам Петр Золотарев, председатель профкома "Единство", считает забастовку состоявшейся. В письме на имя президента АВТОВАЗа Алексея Николаева он обещает повторить попытку остановить завод.