В Музее Востока открылась выставка «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства». На выставке представлены неизвестные ранее миниатюры исламских рукописей XVII—XIX веков из коллекций Москвы Казани, Новосибирска и Ялты, а также татарские, индийские и пакистанские шамаили с изображением Мекки и Медины из коллекции Музея Востока, казанских собраний и Фонда Марджани.

Афиша выставки «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Афиша выставки «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Мекка. Мухаммад ал-Джазули. Рукопись Средняя Азия. 1813—1814 гг
Мекка. Мухаммад ал-Джазули. Рукопись Средняя Азия. 1813—1814 гг
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Куратор выставки Илья Зайцев
Куратор выставки Илья Зайцев
Куратор выставки Илья Зайцев
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Куратор выставки Илья Зайцев
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Благородная Рауда в лучезарной Медине
Обитель счастья. Мечеть Пророка в Медине
Благородная Рауда в лучезарной Медине
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Обитель счастья. Мечеть Пророка в Медине
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Выставка покажет своеобразие изобразительной традиции в искусстве Ислама, истоки образов священных городов — Мекки и Медины. Изображения Каабы в Мекке появляются, видимо, вскоре после возникновения ислама, но самое раннее датированное изображение относится только к XI веку. Исторические виды Мекки и Медины обладают документальной ценностью, так как вид святых мест в современном мире сильно изменился.

Посетители на выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Посетители на выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Рауда
Рауда
Рауда
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Рауда
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Выставка рассказывает о нескольких традициях в показе исламских святынь в представленном сочинении. Первая относится к изображениям Рауды (Райского сада) и минбара (кафедра в мечети, с которой читается пятничная проповедь) Пророка в Медине. Вторая традиция — картографическая: изображение планов-схем священных городов Мекки и Медины в плоскостной проекции или в перспективе.

Посетители на выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Посетители на выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Посетители на выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Посетители на выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Медина
Медина
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Мекка и Медина. Печать 1802—1803 гг.
Мекка и Медина. Печать 1802—1803 гг.
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

«Важную роль в сложении иконографии исламских святынь сыграли сертификаты — свидетельства о сокровенном хадже, в которых зачастую помещались и иллюстрации. Самые ранние такие свидетельства относятся к XII веку. Именно в них появляются первые схематические изображения святых мест. Вскоре приемы этих иллюстраций станут традиционными и для других жанров паломнических текстов, например путеводителей».

Мечеть Пророка в Медине
Мечеть Пророка в Медине
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Мекка и Медина. Мухаммад ад-Джазули. Рукопись переписана и  закончена в 1782 г
Мекка и Медина. Мухаммад ад-Джазули. Рукопись переписана и закончена в 1782 г
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
Курильница подвесная. Ирак, XX в
Курильница подвесная. Ирак, XX в
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM
На выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
На выставке «Образы святынь. Мекка и Медина в памятниках исламского изобразительного искусства»
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Изображения по большей части условны и стереотипны, а при ближайшем рассмотрении мало что дают для понимания внешнего облика священных городов и его эволюции. «…Это благочестивые образы, а не исторические документы, они являются стандартными, топонимически точными, но зрительно упрощенными рисунками прямоугольника с четко обозначенными местами, важными с точки зрения почитания или молитвенного обряда», — цитируют замечание О. Грабар организаторы выставки.

Мекка. Гравюра. 1725 г
Мекка. Гравюра. 1725 г
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

На выставке показано влияние европейского рисунка на миниатюры «Далаиль аль-хайрат» и шамаили конца XIX — начала XX веков.

Плакат с Изображением Мекки, Медины, Багдада, Иерусалима и Аджмера. Индия. Печать XX в
Плакат с Изображением Мекки, Медины, Багдада, Иерусалима и Аджмера. Индия. Печать XX в
Наталья Стрельцова © ИА REGNUM

Выставка посвящена 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией. Проходит с 10 сентября по 17 октября в Музее Востока, в главном здании на Никитском бульваре, дом 12. Куратор выставки — Илья Зайцев.